Вчера в Мыстецком Арсенале открыли выставку-ярмарку Fine Art Ukraine. Кроме экспозиций современного искусства от ведущих украинских галерей, организаторы подготовили 8 спецпроектов.
Собственно с них и начинается Fine Art Ukraine. В первом зале "Матч-пойнт 88: за мгновение до новой жизни" - один из главных проектов выставки.
"Матч-пойнт 88. Почему так назвали? Вы смотрели фильм Вуди Аллена "Матч Пойнт"? Это было состояние переходного периода и не ясно, куда что пойдет, и в какую сторону, - говорит Александр Соловьев, заместитель гендиректора Мыстецкого Арсенала и главный куратор выставки. - И здесь представлено некий срез 25-ти лет".
Среди авторов - Татьяна Яблонская, Виктор Рыжих, Галина Неледва, Тиберий Сильваши, Александр Ройтбурд, Дмитрий Фищенко и другие.
"Я бы сравнил 1988 год в мире искусства с 14 веком в Италии, - говорит художник Виктор Рыжих. - То есть, сохранились античные традиции, они получили новое толкование. Но это период, который еще не перешел в барокко, в рококо. В 1989 году мы с Тиберием принимали участие в последней всесоюзной выставке. Когда привезли украинские работы - у них был шок".
"Это год, когда в обществе была здорова качественная шизофрения. В одном журнале могло быть все что угодно. На нас просто вылилась вся культура. С 1988 по 1989 я выписал 15 толстых журналов и всех их прочитал, не считая "Огонька". Ничего более насыщенного интеллектуально не было у меня ни до, ни после, - вспоминает художник Александр Ройтбурд.
С правой стороны в экспозиции "Матч-пойнт 88" висят политические плакаты: сельдь в газете, заяц пушистый. А на одной из картин ножом и вилкой разрезают железные цепи. Надпись под ней - "Приятного аппетита, перестройка".
"Редкий жанр, который исчез в медийную эпоху из арсенала художника - это политический плакат. Он когда-то поднимал острые темы. Вот кипятильник - это предчувствие, что вот-вот что-то произойдет в СССР".
"Сегодня, по сравнению с контемпорари-артом, со всеми акциями и поисками молодых художников, эти полотна выглядят спокойным искусством. Но это был первый шаг в освобождении искусства от идеологических форм", - говорит Александр Соловьев.
"А вот эта картина немного наивная по форме. Она сдержанная и монохромная. Образ Украины в объятиях человека в черном" - Соловьев показывает на картину, где украинская девушка в венке танцует с мужчиной, который напоминает голливудского детектива или ФБР-щика.
Перпендикулярно зонам со спецпроектами - развешаны документальные снимки из фотоархива от Виктора Марущенко. Это своеобразное "подсматривание" за жизнью художников - здесь представлены работы и 80-х годов, и сегодняшних учеников фотографа.
"Очень важно пройти эти специальные проекты с экскурсоводом, потому что возможно молодому поколению, которое привыкло к контемпорари-арту, они будут казаться не такими эмоциональными, как может показаться на первый взгляд", - говорит руководитель отдела культурно-образовательной програмы Алексей Ананов. Именно поэтому каждый день волонтеры будут проводить экскурсии. В субботу и воскресенье в 14:00 они бесплатны.
Еще один спецпроект - "Бебеля, 19: Квартирные выставки". Полотна - одесское андеграундное искусство 88-го. Здесь же поставили диван, на котором едва усидишь из-за выступающих пружин, телевизор и несколько неработающих торшеров. Все работы небольшого размера - такие, чтобы поместились в хрущевке в гостиной.
Кроме того, на выставке будет широкая образовательная программа. Курс лекций от Школы фотографий Виктора Марущенко, отдельная программа для детей и семей и круглый стол, посвященный спецпроекту воспоминаний 88-го года.
Выставка продлится до 24 февраля. Мыстецкий Арсенал работает с 11:00 до 20:00, без выходных.
Стоимость билета: 40 грн - взрослый, 20 грн - льготный, дети до 12 лет - бесплатно.
Комментарии
2