воскресенье, 15 мая 2022 20:00

"Главное сейчас не превратить детей в пионеров с украинской символикой", - актер Олег Шульга

На днях в сети появилось промовидео фильма Storm School (школа шторма. - Gazeta.ua) о легендарном украинском тренере по парусному спорту 71-летнем Викторе Коваленко. Эмигрировав в 2000-х из Днепра, Коваленко стал тренером австралийской сборной. В мире получил прозвище "Производитель медалей". Под его руководством зарубежные спортсмены завоевали на олимпиадах 12 комплектов наград. Картину Украина производит с 2017 года совместно с Австралией, Швейцарией и Германией. Покажут путь к цели самого Коваленко, который из-за политики СССР не смог принять участие в Олимпийских играх 1984-го, однако стал легендой на тренерском посту. Также в сценарии еще двое героев - австралиец Мэтт Белчер и китаянка Лия Ксу - они оба были учениками Виктора Коваленко, под его руководством стали призерами Олимпийских игр, несмотря на сложные жизненные испытания.

В проморолике появляется режиссер Винсент Уорд, другие участники съемочной группы, а также сам герой картины - Коваленко, проживающий в Австралии. Съемки фильма за границей должны были завершиться в 2022 году. До этого сняли почти все эпизоды в Украине. С началом полномасштабной войны России против Украины проект был поставлен на паузу. Исполнитель роли Коваленко - актер театра и кино Олег Шульга защищает Украину в рядах ВСУ. На войне был с 2014-го в 39-м отдельном мото-пехотном батальоне. В первые дни полномасштабного вторжения России вернулся в армию.

Gazeta.ua поговорила с Олегом Шульгой о том, какие проекты удалось реализовать перед войной, какую роль в сегодняшних событиях играет культура, а также какие сценарии фильмов и спектаклей будут нужны после победы.

Нашел проморолик Storm school в интернете случайно: случилась приятная неожиданность. Хорошо, что производители фильма смонтировали и обнародовали видео - увидел нашу работу со стороны. Есть возможность постичь образ будущего фильма, работать более точно. Контракт на работу в проекте Storm School был подписан еще в 2017 году. Была долгая подготовка. Потом поменялся режиссер, переписывали сценарий. Зависла пауза, которую было тяжело переждать. В течение 2020 года и в начале 2021-го сняли примерно половину. Было много сложностей со съемками в Китае - по политическим причинам, и вообще с зарубежными съемками из-за ковида. В феврале 2022 года человек, отвечающий за планирование, расписал дальнейший процесс. Расписание было готово к 23 февраля. На следующий день его уже никто не читал, потому что началась полномасштабная война. В составе съемочной группы - девушки, ребята молодые актеры - надеюсь, они сейчас в мирной жизни. Меня им придется дождаться.

Расписание съемки было готово на 23 февраля. На следующий день его уже никто не читал, потому что началась полномасштабная война

Сценарий изменили сильно. Первым над картиной работал Рольф де Хир - у него подход более "венецианский" и "каннский" (режиссер получил ряд наград и номинаций на самых престижных фестивалях. Картина "Десять лодок" (2006 год) получила специальный приз жюри в программе "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля , номинации на фестивале получили: "Страна Чарли" (2014-й), "Потанцуй со мной под мою песню" (1998-й), "Тихая комната" (1996-й). В 2002 году - приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям получила картина "Преследователь" номинировалась на "Золотого льва". - Gazeta.ua). В 2020 году начал снимать Винсент Уорд, он больше "оскаровский" (картина режиссера "Куда приводят мечты" (1998-й), снятая по одноименной книге Ричарда Мэтиссона, получила премию "Оскар" за лучшие визуальные эффекты. - Gazeta.ua). Оба режиссера родом из Новой Зеландии, но имеют разный стиль, почерк, художественную позицию.

Взгляд, метод подачи поменялся, но картина осталась героическим эпосом. Изображается путь трех героев, идущих к своей цели. И этот путь достоин уважения и подражания. Жизнь яхтсменки из Китая Лии Ксу поражает. У нее проблемы со слухом, зрением. Со временем у Лии находят опухоль в кости. Но она все равно идет к цели – стремится выиграть Олимпиаду. И в 2008-м борется за свою победу - бронзовую медаль. Стала первой чемпионкой по Китаю в этом виде спорта. Фильм о пути к воплощению мечты. Рабочее название "Кремень" - это прозвище Виктора Коваленко в мире. Название и суть картины созвучны, ведь фильм - о человеческой мощи и безграничности человеческих возможностей. Основной месседж: какие бы страшные препятствия ни были - все можно преодолеть, потому что каждый из трех героев преодолел невозможное.

Из названия видно, что картина - о человеческой мощи и безграничности человеческих возможностей

Три проекта, в которых я задействован - на разных фазах реализации: премьера состоялась, состоится и съемка продолжается. Весной должна была выйти в прокат историческая драма "Довбуш" Олеся Санина. Играю там персонажа стрелка. Съемки завершили в 2021 году. Если в ближайшее время будет премьера - с удовольствием возьму двухдневный отпуск и приеду на такое событие. На днях в прокат в странах Балтии вышел украинский боевик, который также был доснят в 2021-м. Называется "Снайпер. Белый ворон". В центре сюжета - человек, которого неожиданно накрыла война на Донбассе. До 2014 года герой был совершенно далек от любых проявлений силы. После трагедии, которая произошла в его жизни, уходит в армию. Дальше продолжает быть военным. История начинается в 2014-м и по сюжету завершается в 2019 году. У героя есть реальный прототип. Пока мы снимали кино, он продолжал воевать. Является профессиональным мастером своего дела. Сейчас история о "Белом вороне" вполне может получить продолжение. В 2019 году еще нельзя было снять фильм с такими поворотами сюжета. А здесь, дай Бог, можно будет сотворить вторую часть. В концовке будет победа.

У героя "Белого ворона" есть реальный прототип. Пока мы снимали кино, он продолжал воевать

Вероятно, часть уже написанных украинских сценариев будет меняться. Так недавно российские войска разбили музей Григория Сковороды, находился в доме, где жил философ. Этим летом вычитывал сценарии для конкурса "Коронация слова". Один как раз был в мини-сериал о Сковороде - от детства до зрелости, его путь. Прочел сценарий, оценил. Жизненный путь Григория Савича завершился именно в том имении, которое теперь уничтожили. Россияне продолжают писать свою историю нашей кровью, уничтожением нашего наследия. Сериал теперь должен стать длиннее на одну серию. Сковорода должен пройти через огонь. Мы своей любовью, уважением и подражанием, можем провести его с собой в будущее. Как дух Украины.

Автор: Facebook
  Олег Шульга – актер украинского театра и кино. Родился 10 апреля 1979 года в Днепре (тогда Днепропетровске). Мать, Любовь Петровна, работала медсестрой, отец, Анатолий Иванович, слесарем на заводе. Олег окончил Физико-технический факультет Днепровского национального университета имени Олеся Гончара, получил специальность инженер-механик ракетно-космических летательных аппаратов. После окончания университета полтора года проработал инженером на Нижнеднепровском турбопрокатном заводе. Актер Днепровского драматического молодежного театра «Верим» с 2003 г. Участник АТО (2014-2015). В 2017-м сыграл в картине режиссера Зазы Буадзе о ГУЛАГе «Червоный». Воплотил лётчика Виктора Гурова. Главная роль – Антон Саенко в фильме режиссера Зазы Буадзе "Позывной Бандерас" отмечена наградами Международных Кинофестивалей: 2019 – Международный кинофестиваль в Лондоне – лучшая главная роль в иноязычном фильме. Также в 2019 году за роль Саенко получил награды на Международном кинофестивале в Барселоне, награду Международного кинофестиваля "Корона Карпат", г. Трускавец. В 2022 должен был выйти фильм о всемирно известном тренере по яхтингу Викторе Коваленко, которого играет Олег Шульга. Из-за вторжения России в Украину проект заморозили.
Олег Шульга – актер украинского театра и кино. Родился 10 апреля 1979 года в Днепре (тогда Днепропетровске). Мать, Любовь Петровна, работала медсестрой, отец, Анатолий Иванович, слесарем на заводе. Олег окончил Физико-технический факультет Днепровского национального университета имени Олеся Гончара, получил специальность инженер-механик ракетно-космических летательных аппаратов. После окончания университета полтора года проработал инженером на Нижнеднепровском турбопрокатном заводе. Актер Днепровского драматического молодежного театра «Верим» с 2003 г. Участник АТО (2014-2015). В 2017-м сыграл в картине режиссера Зазы Буадзе о ГУЛАГе «Червоный». Воплотил лётчика Виктора Гурова. Главная роль – Антон Саенко в фильме режиссера Зазы Буадзе "Позывной Бандерас" отмечена наградами Международных Кинофестивалей: 2019 – Международный кинофестиваль в Лондоне – лучшая главная роль в иноязычном фильме. Также в 2019 году за роль Саенко получил награды на Международном кинофестивале в Барселоне, награду Международного кинофестиваля "Корона Карпат", г. Трускавец. В 2022 должен был выйти фильм о всемирно известном тренере по яхтингу Викторе Коваленко, которого играет Олег Шульга. Из-за вторжения России в Украину проект заморозили.

Не слишком бурно общаюсь в информпространстве. Мне не звонят, не берут интервью, поскольку особенно некуда звонить. На связь выхожу по несколько часов в неделю, когда ездим стирать вещи в соседний населенный пункт. Все связи, которые сейчас поддерживаю - личные. Когда режиссер Винсент Уорд мне пишет: "Как ты там?" отвечаю, что "круто, офигенно, а особенно радует природа". Сейчас нужен автомобиль для моего подразделения - Винсент Уорд и продюсеры тоже помогают, вкладывали, пересылали деньги. Воюю и с их помощью тоже. Но это не профессиональное общение. Мне не приходится выражать свою художественную позицию, военную, общественную. Когда пишет швейцарская продюсер: "Ты как?" понимаю, что Анна-Мария волнуется и поддерживает.

Когда режиссер Винсент Уорд мне пишет: "Как ты там?" отвечаю, что "круто, офигенно, а особенно радует природа"

В настоящее время происходит общение на уровне личностных связей. Когда с человеком поближе знакомишься - понимаешь, что общего бывает гораздо больше. Так и с режиссерами - в процессе общения оказывается, что кто-то из них тоже воевал. Как мой друг, кум Заза Буадзе. Сейчас он пишет: "Ты как?". И я понимаю по его вопросу, что он волнуется и как друг и как человек, понимающий, что такое война.

О профессии периодически очень хочется поговорить. Никто не выключает эту извилину в мозгу. Смотришь на нынешние события и ищешь в них: а что касается культуры и искусства. Как оно выросло из этого, или как оно повлияет на это. Или как я собираюсь жить после победы и быть актером. Думаю, что буду делать потом. Также как мне жить сейчас - и что я могу сделать уже теперь.

С 2014 года прихожу к одному выводу - что корень всех этих наших войн и конфликтных вопросов все равно в культуре. Соответственно, после победы у нас все равно будет продолжаться культурная война. Надо будет добить, отогнать врага до границы, а затем отстроить. Но пока не состоится война, победа в головах - мы не заживем своей Украиной. Даже сейчас иногда можно услышать в армии российскую музыку. Что это? Где в нашем сознании эта зараза? На мой взгляд, именно эта бацилла выжимает из наших голов украинскую музыку, историю, культуру, традицию, литературу и искажает восприятие действительности. Это щепка в глазу и заноза в сердце.

Пока не состоится война, победа в головах - мы не заживем своей Украиной

Есть определенные паттерны, заложенные в головы с подачи даже не российской, а советской. Мы являемся Европой и это не дискуссионный вопрос. Единственное, что нас силой держали до сих пор пытаются удержать в этой "азиатчине", да еще и в прошлом веке. Это ужасная комбинация. Потому что сама Азия давно уже прогрессивна - Китай, Тайвань, Япония. А у нас головах - советщина, такая вавка, что страшно сказать. Есть теперь 40 лет по пустыне ходить, или чтобы быстрее - надо активнее работать. Лезть людям в головы. Перепахивать там с любовью, с точностью хирурга, но и с мягкостью мамы. Это борьба. Мы деремся с кровью, со смертями за то, чтобы жить в XXI веке.

Достаточно давно функционирую в плоскости культуры, чтобы понимать, что сознание не изменится ни через месяц, ни через год. Пробую что-то говорить, задавать вопросы. Натолкнуть человека, подвести, чтобы он сам себя спросил. Когда встречаю упрямство - не настаиваю. Так же, когда встречаю агрессию. Война в культуре мало чем отличается от войны в поле - все равно нужно ложиться костьми. С огнестрельным оружием нужно отвоевать сейчас. Но те, кто пройдет сквозь войну и выживет, все равно часть себя здесь положат. Сейчас нужно это понимать культурным работникам, актерам, режиссерам, писателям, певцам, музыкантам, журналистам, преподавателям, воспитателям. В какой-то мере мы все жертвы войны - должны отдать свои жизни, даже если физически переживем и еще детей родим. В культуре тоже жизнь кладется полностью на эти весы, на кассу, только тогда меняется мир вокруг тебя.

В какой-то мере мы все жертвы войны - должны отдать свои жизни, даже если физически переживем и еще детей родим

Главная проблема не в том, что ставить в театрах сейчас или после победы. Репертуар театров меняется, но Шекспир с Ричардом III никуда не денется - его сейчас можно и нужно ставить. Или Жан Жирода "Троянской войны не будет". Также Иван Багряный "Вогняне коло", "Людина біжить над прірвою". Его не то что после победы - его даже сейчас нужно брать в работу, цитировать. Более страшная проблема не в том, как изменится репертуар. Главное - не пойти по советскому пути. Не сделать из нас, военных, каменных истуканов, а из наших детей - дебилов. Чтобы все, кто переживет войну, преподаватели, воспитатели в детских садах и в школах не продуцировали желто-голубых пионеров, которые будут на праздник стоять в линейку и возлагать венки к героям - уже нашим. Вот тогда мы просрем все, что получим.

Автор: Facebook
  Олег Шульга: "Мы есть Европа и это не дискуссионный вопрос. Единственное, что нас силой держали и до сих пор пытаются удержать в этой "азиатчине", да еще в прошлом веке. Это ужасная комбинация. Потому что сама Азия давно уже прогрессивна – Китай, Тайвань, Япония… А у нас головах – советщина, такая волка, что страшно сказать… Имеем теперь 40 лет по пустыне ходить, или чтобы быстрее – надо активнее работать… Лезть людям в головы. но и с мягкостью мамы. Это борьба. Мы бьемся – с кровью, со смертями за то, чтобы жить в 21 веке"
Олег Шульга: "Мы есть Европа и это не дискуссионный вопрос. Единственное, что нас силой держали и до сих пор пытаются удержать в этой "азиатчине", да еще в прошлом веке. Это ужасная комбинация. Потому что сама Азия давно уже прогрессивна – Китай, Тайвань, Япония… А у нас головах – советщина, такая волка, что страшно сказать… Имеем теперь 40 лет по пустыне ходить, или чтобы быстрее – надо активнее работать… Лезть людям в головы. но и с мягкостью мамы. Это борьба. Мы бьемся – с кровью, со смертями за то, чтобы жить в 21 веке"

Сценарии не должны быть исключительно о войне. Нужны фильмы о жизни. Стараюсь и здесь жить, хранить какие-нибудь приятные элементы. Хотя бы музыку в телефоне включить. И после войны собираюсь выжить и жить. Кино должно быть разным: комедии, драмы - что угодно. И о войне, и о любви, о детях. Искусство не должно быть зеркалом реальности. Оно создает модели, говорит о завтрашнем дне. Говорит о вчера и сегодня в разрезе, как это переварить обществу. Общество сталкивается с определенными темами и не знает, что с ними делать. Нуждается в моделях, как к этому относиться. А почитали книги, поэзию, послушали песни, посмотреть фильмы и спектакли - и поняли, что есть такие варианты. Жанровых ограничений, стилевых, тематических я не вижу и не хочу, чтобы они появились. Потому что это будет сужение, будем тупеть.

Искусство не должно быть зеркалом действительности

После победы охото сыграю в комедии. Не знаю, связано ли это с войной, возможно, как-то опосредованно. Все равно мои мысли, когда думаю о себе как об актере - они профессиональны. Я - не рупор победы. Любой актер, который захочет стать таким "рупором" - отупеет и провалится профессионально сразу. В том-то и дилемма: хочешь успеха - тогда штампуй, сотвори из войны повод. Очевидно, можно получить государственные средства под многочисленные проекты. Хочешь создавать искусство, тогда думай независимо. Возможно, это будет о войне или о любви, а возможно, это будет детская комедия. Успех в информационном поле, на рынке информации - это совершенно отдельная вещь. Не имеет много общего с высоким профессионализмом, художественной ценностью, искусством.

Любой актер, который захочет стать рупором победы - отупеет и провалится профессионально сразу

На войне работаю - у меня сейчас такая работа. Времена такие, что делаем не всегда то, что хотели бы. Может, кто-нибудь хотел бы печь хлеб, проектировать дома, а надо воевать. Слава Богу, у нас достаточно воинов, поэтому пусть еще люди пекут хлеб, проектируют, воспитывают, лечат, это сейчас очень-очень нужно.

Мы здесь все воюем - мы молодцы, но если присмотреться к нам поближе - увидите человека на этой работе. Будет видно, что кто-то ленится, хитрит, кто-то хочет быть героем, кто-то больше или меньше боится. Это все люди, миллионы людей с добродетелями и изъянами. Война - это работа. Нужно строить коллектив, давать задачи, предоставлять средства, орудие, кирпич, песок, цемент.

На войне радуют примитивные биологические вещи: еда, польская консерва - прикольно. Есть домашняя тушенка - еще лучше, есть пасочка - прекрасно. Отдыхать нет возможности. Даже когда солдат спит - понимает, что его могут разбудить каждый миг. Ты ложишься спать иногда обут, в броне в обнимку с автоматом, потому что всегда могут поднять. Даже если не воюешь, то сидишь с рацией, ждешь, что сейчас начальство скажет: "Алярм!". Так можно сидеть час-два-три - ждать зеленого свистка.

На войне радуют примитивные биологические вещи: еда, польская консерва - прикольно, есть домашняя тушенка - еще лучше, есть пасочка - прекрасно

Встречи со знакомыми воспринимаю как подарки судьбы. Здесь увидел парня, с которым в 2014-м воевали. Случайно встретил франковца, с которым виделись. Порадовались, но не вспомнили, при каких обстоятельствах познакомились. В отделении встретил земляка: "Ты из Днепра и я из Днепра. Ты с Тополя, а я с Сокола - О, земляк!" (Тополь И Сокол - название районов города Днепр. - Gazeta.ua). Оказывается, что у этого парня мама дружила с сестрой Виктора Коваленко, играющего в кино. Вот и порадовались, как тесен мир. Вблизи служит Коля Змиевский - "Ходок" из фильма "Позывной "Бандерас". Встретились.

Встречи со знакомыми - воспринимаешь как подарки судьбы

У меня есть план на после войны. Когда готовился к роли "Кремня" Виктора Коваленко - тематически учил английский и учился ходить под парусами, на воду выходил методично по два раза в год. Английский учил с разной степенью интенсивности - голова закипала. Выучил - пауза. Пока не снимаем - забываю. Потом понимаю, что впереди съемки - и снова учу. Тогда не уделил тому достаточного внимания. После победы планирую обязательно засесть за английский добросовестно.

Сейчас вы читаете новость «"Главное сейчас не превратить детей в пионеров с украинской символикой", - актер Олег Шульга». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі