




Худая истощена женщина из последних сил ухватилась за кувшин с надеждой найти там что-то, но он пуст. С отчаяния она ложится на землю и ждет смерть, которая никак не приходит. Хотя нет - она уже мертва.
"Тема Голодомора задела меня еще в школе, несмотря скучное преподавание и кучу споров и спекуляций, - рассказывает Лила Перегуда, которая и является той женщиной на фото. В мае Лила вместе с другими художниками в музее Пирогово сделала серию фотографий под названием "Голодная симфония". - Переехав из Крыма в Киев, где эти события происходили непосредственно, я уже поняла, что никуда от этого не денусь уже, пока не переделаю свои ощущения на творчество. 5 лет назад появилось первое стихотворение, посвященное этой теме, а затем их уже набралось много - достаточно для цикла. Но я все еще не решилась что-то делать. Много было шума вокруг самой темы, не хотелось "пиариться на костях".
Что же изменилось?
Пришла война, и смерть стала какой-то близкой, как странная тетя - родная, хоть и страшная. Еще пришлось играть роль Смерти в любительском театре, и я решила, что самое время показать страшные вещи такими, какими они стали - обыденными. Они здесь, в нашем дворе, на телефонном проводе, за стенами и окнами. Так появился образ этой голодной женщины, которая одновременно является и самой смертью. У нее нет ни детей, ни животных, ни какой другой человека - она последняя. Она не шокирует истощенностью, голыми костями или людоедством - она пугает тем, что у нее еще есть силы прийти за тобой, потому что прошлое так близко и реально. Она идет и по тем, кто забыл, спрятался за теплыми стенами, и по тем, кто насмехается над памятью предков, по поэтами, по обычным людьми - и все расставит по местам.
А можешь рассказать о проекте? Какова его цель?
Это не отдельный проект, а фото-литературная встреча в рамках проекта Zaprot Vokrys. Время от времени у нас происходят такие встречи - с разными фотографами и на разные темы, когда собирается несколько стихотворений, близких по духу. Это как иллюстрации, раскрывающие дополнительный смысл подобных циклов.
Можешь подробнее рассказать о Zaprot Vokrys?
Zaprot Vokrys - это синкретический литературно-музыкальный проект. С музыкальной точки зрения, это группа из 5 человек, играющих в стиле трип-хоп-джаз (что-то вроде британского Portishead). Всю музыку и стихи для него я пишу лично или с помощью звукорежиссеров Андрея Хаврука и Ивана Лузана (оба - бывшие участники группы "Тень солнца"). Акцент мы делаем на смысле текстов и их дополнении необычным аранжировкой. С точки зрения поэзии, это литературные перформансы, иногда общие с другими поэтами или собственными музыкальными композициями, которые тоже несут на себе отпечаток относительности и двойственной природы. Как и в музыке, наша цель - размывать границы, получать и дарить новые оттенки смысла и находить силу и красоту в очень необычных для этого местах. Наши цвета - между светом и тьмой, наше состояние - волна и частица одновременно, поэтому мы называем это квантовой поэзией.
А что ты чувствовала во время съемки "Голодной симфонии"?
Холод страшный. Было градусов 5 и дождь. А о состоянии души, то очень странно было. Как будто я прислушивалась к причудливой мелодии где-то внутри и сразу пыталась ее спеть, чтобы фотограф ее записал. Внимательно так, чтобы не придумать лишнего, не забыть деталей и не сойти то другим, более простую, пусть и драматический. А еще как-то казалось, что мы что-то ищем, а оно за нами смотрит и иногда улыбается одними глазами.
Наверное, непросто было найти фотографа для такой съемки.
Напротив, фотограф Ксения, которая разделила и воплотила эту идею, нашлась быстро. Так получилось, что почти все мои знакомые мастера склонны к нестандартным проектов, странных лиц и смелых решений. Мы сознательно пытались избежать картонно-фотошопный красоты, присущей многим альтернативными фотосет молодых девушек. Именно поэтому мы не приглашали гримера, делали минимальную ретушь и несмотря на холодную погоду (это был холодный день в мае) искали интересные места и детали вживую, а не дорисовывали нужно. Ибо чем реальнее картина, тем больше она касается чувств человека, а не только глаз.
А специально выбрали такой день? Так получилось?
Мы назначили более-менее свободный день, посмотрели погоду - как примерно нормально, а вышло гораздо холоднее, чем ожидали. Мы уже хотели развернуться и уйти, потому что пробирало даже в теплых куртках, и потом уже решили просто переодевать на месте, а не уходить от остановки полем в полном облачении.
А все-таки почему именно тема Голодомора?
Во-первых, это одна из моих болезненных исторических тем - вместе с темой охоты на ведьм (в прямом и переносном смысле). Она давно "висела над душой", и так совпало, что именно сейчас откликнулась по-новому. Во-вторых, вы меня видели? (улыбается). Меня часто задовбують тем, что я очень худая - почему бы не воспользоваться этим в художественных целях? Я не стесняюсь быть некрасивой, поскольку красота - это воплощение какой-то смысл, а не просто "сосуд, в котором пустота", как писал Заболоцкий. Ну, и в-третьих, эта тема как-то странно, по моему мнению, раскрывают. Многие принуждения, шароварщины, выдумки и при этом - и молчание, как нам нечего сказать. Именно поэтому и столько боялась сказать что-то от себя - потому что не поверят.
Что помогло тебе почувствовать атмосферу тех лет? Какие книги или фильмы?
Как ни странно, учебники по истории, советские исторические документы, фотографии и воспоминания переживших это. Я даже "Желтого князя" не читала, хотя за это стыдно - но для меня достаточно было именно безэмоциональным фактов. Пожалуй, из-за слишком острого восприятия темы - визуального ряда я бы просто не выдержала. Это даже помогало поставить свою оценку, к тому же впечатление на меня всегда производили сухие доклады о страшных вещах. Так же я читала материалы Нюрнбергского процесса - от цифр возникают собственные эмоции такой силы, что чужие эмоции будут уже лишними. Саму атмосферу 30-х годов я знала через фильмы того времени (парадная часть), рассказы родственников, книги Платонова, Рыбакова и других русских писателей.
Как администрация музея поставила к съемкам? Способствовали или наоборот мешали?
Администрация нас почти не заметила. Была одна не очень приветливая тетка, которая даже не слушала, что мы говорим, а просто говорила "Не делайте из меня дуру". Поэтому из Полтавской части мы пошли в Черниговскую, где нас очень приветливо встретили, позволили переодеться и очень сочувствовали, что мы ходим босиком в такой холод.
Комментарии