"Подождите, давайте сначала. Ноль девяносто шесть ... - говорит Александр Вивчарик, победитель конкурса "Новелла по-украински" второму победителю - Валерию Пузику. Объясняет: "Хотим обменяться телефонами, чтобы обсудить наши произведения".
1 октября состоялось подведение итогов конкурса от журнала "Країна" в книжном магазине "Смолоскип" в Киеве. Два текста разделили победу на конкурсе "Новелла по-украински". Это "Иногда воробей роднее человека, или Черные вороны со звездами" Александра Вивчарика и "Монолит" Валерия Пузика. Победители получили дипломы в форме обложек журнала "Країна" с их фото и 1000 грн.Тема произведений - свободная, но должен был быть мотив декоммунизации.
"Монолит Валерия Пузика поразил подлинностью боли. Посттравматический синдром, острота темы, визуальность, текст, хоть и тяжелый, на одном дыхании прочитался. Стиль современный, таких текстов не много было, большинство напоминали сочинения. Авторы вроде бы до сих пор живут в XIX веке . Чувствовалось, что после школьной программы не сильно и читали. В новелле Валерия больше всего поразил образ строительства СТО на кладбище - могилы, которые разрушают и заливают бетоном. Так рано или поздно будет со всеми могилами. Так будет и с советским прошлым", - говорит основательница и организатор конкурса "Новелла по-украински" Елена Павлова.
"Моя история вымышленная. Но там есть и мой опыт, и то, что я слышал. С моего - это трехнедельный опыт работы на предприятии "Монолит". Это и легло в основу новеллы: раздолбанная маршрутка, рутинная работа. Гибель ребят под обломками здания - действительный факт. ЧП произошло на Донбассе в феврале 2015 года. Я заменил только позывные. Так кусок за куском сложился рассказ. Я пишу давно и много. В основном об АТО. Но показывать это пока не собираюсь. Потому что это может выглядеть как спекуляция на теме. Подожду, их надо проверить временем. О конкурсе знал с Майдана, но не находил соответствующих текстов. Мне даже странно, что "Монолит" выиграл. Декоммунизации там очень мало. Произведение написано в две попытки. Больше часа искал точку входа, то есть с чего начать. Когда взялся, вдруг получилось быстро, потому что знал, чем он закончится. А через месяц отправил на конкурс, потому что хотел поделиться. Я понял одно: писать надо о том, что волнует. Притягивать темы за уши, строить картонные отношения, выдумывать запутанные сюжетные линии - это неправдиво, а следовательно, и не интересно", - говорит Валерий Пузик.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новелла Валерия Пузика "Монолит"
"Воробей" Александра Вивчарика - светлая позитивная история. Он действительно отличался от остальных мрачных произведений. Также необычное время и место действия - Инта на севере России, 1960-ые. Потому что в большинстве текстов события происходили сейчас в украинских селах и освещали тему очень в лоб. Декоммунизация для людей - это лишь свержение памятников и переименование улиц. А мы хотели прочитать об изменении советского образа мышления, перевоплощении "хомо советикус", - продолжает Елена Павлова.
"Эта новелла - мой художественный дебют. До этого ничего подобного не писал. Подтолкнул сын, тоже журналист. Он несколько лет пишет и хочет издать роман. И я подумал: почему он пишет, а я нет. Написал о декоммунизации по-своему. История о воробье правдивая. Отец его называл Цвиркун. Птица прожила с нами три месяца. Произведение отправил и забыл. О победе сообщил коллега. Теперь распирает желание писать еще. Составил список того, что хотел бы написать. Боюсь посчитать, сколько надо жить, чтобы это успеть. Хочу написать роман о жизни родителей. Они оказались в заключении за членство в ОУН-УПА. Там и познакомились, поженились, родился я. Когда ходил в 7-й класс, захотели вернуться. Их реабилитировали, но на родину не пускали. Так мы оказались в Смеле Черкасской области. Семья была украиноязычная. В городе Инта 40 процентов населения были те, кто отсидел. Люди разных национальностей, и относились друг к другу очень толерантно. Там был тот интернационализм, о котором мечтал Советский Союз, но так и не воплотил в реальную жизнь ", - говорит Александр Вивчарик.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Новелла Александра Вивчарика "Иногда воробей роднее человека, или Черные вороны со звездами"
"В 212 новеллах, поступивших на конкурс, было много общего: ошибки, картонность образов, публицистичность вместо художественности, тексты написаны в духе соцреализма, засилье идеологии. Больше всего запомнила очень смешной текст, где два кума-приколисты поссорились с сельским головой и распустили слухи, что он прячет клад в бюсте Ленина. Пока его не похитили и не разбили. Веселый, но грубо написан. Также были хорошие тексты наших постоянных финалисток Оксаны Самары о подводном музее скульптур и Марины Ещенко о коллекционере марок в будущем. Жаль, что за них голосовали меньше, чем они того заслуживали. Самой оригинальной оказалась работа Даниила Кутняка "Локти". Главный герой постоянно встречался с наркодиллером под памятниками коммунистическим деятелям - лысым и усатым. Ибо кто такие Ленин, Сталин, Дзержинский, парень очень расплывчато представлял. Понравился такой образ, что от этих "лысых и усатых" - все беды в Украине, как будто они продают наркотики. Оригинальных работ не хватало. Поражало, как люди одинаково мыслят. Например, два сюжета постоянно повторялись в разных текстах. Первый - сносят памятник Ленину и больше всего пострадали голуби - не имеют теперь куда ходить в туалет. Второй - Ленин умирает и его душу не принимают ни в рай, ни в ад. И с этим надо что-то делать", - заключает Елена Павлова.
Напомним, прошедшие два года Литературное агентство Discursus издавало произведения финалистов отдельными книгами - "Евромайдан. Хроника в новеллах" и "Крым по-украински. Веселые и грустные истории". В этом году книги не будет.
Комментарии
1