Оборона в течение 242 дней. 15 мощных атак врага, не менее 20 героев, которые никогда не вернутся домой - так боролись за Донецкий аэропорт. Стратегически важный объект вошел в историю независимой Украины как доказательство несокрушимости духа нашей армии.
Ко Дню Независимости Gazeta.ua собрала самые интересные данные о Международном аэропорт "Донецк" имени Сергея Прокофьева от начала строительства до полного уничтожения.
Аэродром открыли 1933 года. Во время войны он обслуживал нужды военных. После освобождения Донбасса в 1944 году снова начал выполнять авиаперевозки пассажиров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Россия проигрывает. Масштаб изменений будет, как после Второй мировой"
Бурный этап развития авиапредприятия приходится на конец 1960-х - начало 1970-х годов после ввода в эксплуатацию самолетов Ан-24, Ан-10, Ил-18.
В 1975-м его перестроили. Это позволило принимать практически всех существующих в то время типов самолетов. Увеличились объемы пассажирских и грузовых перевозок.
В 1992 году на базе авиапредприятия ремонтировали самолеты Як-42, которые налетали 10 тыс. летных часов, поскольку авиазаводы к выполнению такого вида ремонта были не готовы.
25 февраля 1998 Донецкое авиапредприятие переименовывается в Донецкую государственную авиакомпанию "Донбасс - Восточные авиалинии Украины". Аэропорт заметно опустел. Зато в нем появились два ВИП-терминала.
В течение 2003 года происходит реорганизация авиапредприятия путем разделения аэропорта и авиакомпании и образуется Коммунальное предприятие "Международный аэропорт Донецк".
2007 года начали строительство новой взлетной полосы. 2011-го открыли. Стоимость проекта - 972 млн грн.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Донецк стал очень чистым. Просто сорить некому" - показали свежие фото опустевшего города
14 мая 2012-го его открыли после реконструкции. Присвоили имя композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, который родился в Донецкой области. Первым на новую взлетно-посадочную полосу приземлился в то время второй в мире по пассажировместимости самолет Boeing-747. За год до этого полосу испытал самый большой в мире грузовой самолет "Мрия". Это был единственный аэропорт в Украине, который принимал самолет Аirbus-380 по полосе.
Новый 23-метровый терминал имел семь этажей, из них три - основные. Здание, площадью 58 тыс. кв м. Включает залы ожидания пять тысяч квадратных метров, а четыре тысячи квадратных метров отведены под коммерческие объекты - магазины, кафе, рестораны. В аэровокзальный комплекс входит также автостанция, трехэтажный паркинг на 605 машин, открытые паркинги более чем на тысячу автомобилей, автобусные стоянки на 20 машин. Терминал соединен с паркингом двумя крытыми галереями.
К зданию примыкала эстакада с тремя полосами движения. Кроме этого аэровокзал оснастили одной из самых высоких в Украине аэродромно-диспетчерских вышек: она возвышалась над землей на 52 м.
Ожидалось, что в 2015 году донецкий аэропорт сможет обслуживать около четырех миллионов человек в год. Но этим планам помешали российские оккупанты.
17 апреля 2014, на 10-й день после провозглашения террористами непризнанной так называемой "Донецкой народной республики". В аэропорт прибыли от 70 до 200 боевиков "ДНР", над входом вывесили флаг этой террористической организации. 6 мая работа аэропорта прекращалась из-за угрозы безопасности полетов. Аэропорт полностью разрушен 22 января 2015 в результате атаки российских войск и террористических группировок.
21 января 2015 украинские силы признали потерю контроля над аэропортом и вынуждены были отступить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Показали первые кадры фильма о киборгах
К обороне аэропорта в разное время были привлечены 3-й полк спецназначения, десантные бригады Украины и добровольцы из Добровольческого украинского корпуса (Правый сектор). Поселок Пески обороняли подразделения батальона МВД "Днепр-1", артиллеристов и танкистов 93-й механизированной бригады, танкисты 1-й танковой бригады, также выполняли боевые задачи на территории аэропорта. Северные подступы к аэропорту обороняли военнослужащие Сводный отряд Воздушных Сил. В октябре на усиление в Пески и аэропорт переброшены подразделения 95-й аэромобильной бригады, 79-й аэромобильной бригады, 74-го разведывательного батальона, добровольческого батальона "ОУН". Со второй половины ноября Донецкий аэропорт и окрестные поселения обороняли бойцы 90-го отдельного аэромобильного батальона 81-й десантно-штурмовой бригады, благодаря своим успехам при уничтожении боевиков в первой половине декабря, в том числе российских спецназовцев, стали известными на весь мир. В январе 2015 году в обороне нового терминала участвовали бойцы 3-го батальона 80-й десантно-штурмовой бригады.
В конце сентября 2014 украинские защитники аэропорта стали известными как "киборги". Впервые их так назвал сепаратист, который пытался объяснить причину вооруженные пророссийские боевики не могут сломить ожесточенное сопротивление защитников аэропорта.
Комментарии