- В этом году Петровка продлится всего две недели, - говорит 91-летняя Агафья Москалюк из села Цуцилов Надворнянского района Ивано-Франковской области. - А когда-то так говорили: "Петровка - голодовка". Потому что все из старого урожая уже съедено, а новый еще не созревает, поэтому очень тяжело тот пост было держать. Не то, что сегодня - все в магазине есть круглый год.
В этом году Петровский пост у православных и греко-католиков начинается 1 июля. Наступает через девять недель после Пасхи, завершается на церковный праздник Петра и Павла - 12 июля. Длится от шести до двух недель, в зависимости от того, ранней или поздней была Пасха.
Агафья Москалюк рассказывает, что в первый понедельник Петровки каждая хозяйка с восходом солнца должна была провести специальный обряд, чтобы уберечь кур и цыплят от хищных птиц:
- В тот день выгоняли наседку с цыплятами во двор свяченой ивой, сажали их в большое решето и накрывали полотном. Потом брали белый платок, завязывали на большой палке, и когда видели ястреба - а больше всего цыплят хватает именно он, - махали туда-сюда, чтобы его отогнать, и кричали: "Кукуріку, кудкудах, чи чуєте, тату, якийсь яструб громотить понад нашу хату".
Считали плохой приметой, если в первый день Петровки ястреб схватит утенка или цыпленка - целое лето будет разрывать птицу, в хозяйстве будут большие потери или кто-то даже умрет в семье. Поэтому хозяйка в тот день следила за ястребом в небе, раза три-четыре повторяя заклинание. Вечером платки и полотно бросали на грядки. Верили, что это будет оберегать от вредителей капусту, и она завяжется в тугие кочаны. Незавязавшуюся капусту называли "шуляком".
На Полесье с началом Петровки женщины выгоняли кур из курятника достаточно большой палкой, пытаясь изо всех сил попасть наседке по спине. Если она испугается и притихнет - плохая примета: коршун целое лето будет таскать кур. Если отряхнется и не испугается - всех кур удастся сохранить. А в селах Народицкого района Житомирской области в первый понедельник Петровского поста хозяйки собирались за селом "бить коршуна".
- На лугу собирались все - и стар, и мал. Но только женщины, без мужиков, - рассказывала в 2003-м 84-летняя Екатерина Курочка из села Межилеска того же района. - Брали выпивку, закуску, шли играть: представляя, как коршун гоняется за цыплятами, гонялись друг за дружкой. Если словят ту, которая была вместо коршуна, набьют её - мол, не хватай наших цыпляток. А потом другая становится вместо коршуна, и ту ловят и бьют, как его. И так весь день.
Ольга Гордин, которой тогда было 80, из соседнего села Великие Миньки, рассказывала, что у них собирались "бить коршуна" у реки, обязательно пытаясь загнать его в воду:
- Молодежь этого сейчас не делает, а когда-то весь день его "били" - играли так. Поэтому, наверное, на первый день Петровки говорят, что это - Розыгры. А такие, как я, пять-шесть женщин и сейчас собираемся "коршуна бить". Но уже не скачем, а только выпили-закусили, чтобы он вреда нам не причинил. И обливаем друг друга водой, и всё на этом.
Выпивая, женщины приговаривали:
- "Дай, Боже, здоров'я, щоб нас коршаки не знали, щоб нам кури водились, а курчата лупились!"
"Битье коршуна" когда-то заканчивалось в трактире. Мужчины туда не заходили. Если же появлялся смельчак, то женщины цеплялись к нему:
- Купи рюмку, или штаны разорвем.
Мужчины, как правило, соглашались, чтобы не было стыдно.
Хищные птицы – коршун и ястреб - в языческие времена олицетворяли враждебные человеку силы, несущие смерть всему живому. За это их называли черными птицами.
Еще в 1920-х годах в селах Гайсинского района Винницкой области в первый понедельник Петровки женщины делали из белых платков куклу коршуна и с песнями и прибаутками сжигали её на костре, разведенном на берегу реки. А на Брацлавщине чучело коршуна из белых платков разрывали и бросали на грядки капусты.
В селе Якушинцы, тоже на Подолье, мужчины должны были поймать живого коршуна и принести к месту игр. Женщины за деньги или водку выкупали у них добычу, выкапывали возле огня яму - "могилу" для "черной птицы". Убитого коршуна распластывали, связывали ему лапы, завязывали тряпкой голову и торжественно погребали. Женщины делали вид, словно плачут за коршуном, при этом весело пританцовывали и припевали:
Умер наш шуляк,/Умер наш чорний!
Його закопали,/Його поховали!
Тіштесь люди,/Пійте півні,
Кури радійте,/Веселіться!
Записанный на Подолье обряд "отгонять коршуна" в первый день Петровского поста, был напечатан в сентябрьском номере журнала "Киевская старина" за 1895 год: "Баби сідають біля води… тоді разом роблять із хусток шуляка, приставляють йому дзьоб і лапи з паличок, обгорнутих ганчірками. Шапку йому роблять з п'яти хусток, а на спину кладуть каптур (очіпок) у вигляді сідла. Готового шуляка саджають на розстелену хустку, на рогах якої насипають купки зерна: просо, овес, жито, конопляне сім'я. Поміж купками зерна розставляють хліб, цибулю, сир і м'ясо. Баби по черзі повертають його дзьобом до хліба, цибулі, сиру, зупиняють перед м'ясом, залишають так, примовляючи йому: "Не дивись на кури, а дивись на падло. Не йди до курей, а йди до падла". Потім співають:
А ми того шуляченька/Розірвем на троє:
Тобі, кумцю,— ніжки,/Тобі — головонька,
Мені — серединка./Гай, гай, гай!
Бабы разрывают коршуна на части, платки выкупают и платят по золотому. Собранная сумма идет в общую казну.
Кукушка в Петровку может стать ястребом
В Петровку перестает куковать кукушка, подавившись ячменным колосом, верили когда-то. Об этой птичке, подбрасывающей яйца в чужие гнезда, украинцы сложили больше всего легенд, переводов, песен. Есть поверье, что по окончанию пения она прячется в капусту от птиц. Они преследуют кукушку и бьют - за её наглых кукушат, выбрасывающих их птенцов из гнезд, куда они подброшены. Убегая от разъяренной птицы, кукушка может стать ястребом.
В виде кукушки душа умершего прилетает на разговор к живым родственникам, а дочь - к матери, с которой её разлучили. Кукование часто считали зловещим. Говорили: "Кукушка кукует, горе предвещает". Тому, кто услышал его в Петровку, советуют ответить: "Хорошо кукуешь, но на свою голову"!
Сучок от дерева, на котором куковала кукушка, верили, оберегает от несчастий, потому носили с собой как амулет. Охотники клали его в карман для удачной охоты. А женщины таким сучком накрывали крынку с молоком, чтобы собрать толстый слой сметаны.
Комментарии
9