
2014 год ЮНЕСКО объявило годом крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского. При СССР его имя и деятельность замалчивались.
Однако несмотря на запреты о своем просветителе крымские татары не забывали даже на депортации. Мустафа Джемилев вспоминал:
В 1960-х я очень много копался в ташкентской библиотеке имени Алишера Навои. Делал конспекты из доступных источников по истории Крымского ханства. Читал перед крымскотатарской молодежью Узбекистана. Случайно попалась ссылка на газету "Терджиман-Переводчик ", выходившей в Крыму с 1883 по 1917 год. Ее редактировал Исмаил Гаспринский. Это была первая мусульманская газета в Российской империи. Издавалась еще и на русском - чтобы цензор мог ее читать тоже. Вырвал один из номеров с библиотечной подшивки. Отвез показать отцу.
Вырванный листок он рассматривал со слезами на глазах. "Где ты взял? - Говорит. - Мы" Терджиман" рядом с Кораном держали в Крыму". Пошел с той газетой по старым татарах. Газету я потом вернул в библиотеку, потому что это действительно большая ценность для нашего народа.
В 1917 году ученики Гаспринского были учредителями Крымской Народной Республики. Один американский исследователь Гаспринского утверждает, что никогда не мог подумать, что через сто лет крымские татары будут думать не о дальнейшем развитии, а лишь о том, чтобы стать наконец хозяевами на своей земле.
Без Исмаима Гаспринского не было общепризнанного демократического крымскотатарского движения. Он вывел татар в лидеры тюркского мира. Закрытая исламская религия препятствовала высокой социализации людей. Хотя Гаспринский был последователем истинного ислама, однако в то же время выступал за интеграцию восточной и западной культуры, синтез мусульманства и христианства в противовес тем, кто прикрываясь исламом, создает террористические организации.
Крымские татары всегда были открытыми для других культур. Это касалось положения женщины. Именно в Крыму вышел первый мусульманский женский журнал, который издавали жена и дочери Гаспринского. Идеология реформы Кемаля Ататюрка, который приблизил Турцию в Европу, была заложена трудами Гаспринского.
Комментарии