Не все военнослужащие-дезертиры, пожарные и правоохранители понесут уголовную ответственность. Каждый кейс будут расследовать отдельно, поскольку коллективная ответственность запрещена.
Осуждать дезертиров или нет должен решаться на уровне государственных органов, Совета национальной безопасности и обороны с учетом индивидуальных случаев. Например, в каком звании был человек. Одно дело расследовать кейс командующего, а уже другой - рассматривать рядовых и младшие офицерские чины, действительно совершившие военное преступление изменив присяге, что определено и уставом, и уголовным кодексом, который тоже применяется в данных случаях. Европейской конвенцией по правам человека, - рассказывает Gazeta.ua Александр Павличенко, директор Украинского Хельсинского союза по правам человека.
25 февраля в Верховной Раде Украины зарегистрировали 2 законопроекта - от депутатов Европейской Солидарности и Слуг народа. Власти предложили ужесточить ответственность за коллаборационизм.
На территории оккупированного Крыма осталось немало военнослужащих, считающихся дезертирами. Кто продлил контракт, а кто-то просто переподписал контракт с оккупантами, чтобы получить от РФ квартиры. По сути, эти люди и их семьи не заинтересованы в деоккупации Крыма, потому что боятся трибунала.
Я бы не стал говорить, что эти люди могут быть препятствием для нас. Эти люди - сотрудники службы безопасности, правоохранительных органов, военнослужащие нарушили присягу. Эти лица совершили должностное и уголовное преступления. В каждом конкретном случае должно быть расследование. Как не может быть и полной амнистии в зависимости от того, кто какую должность занимал на момент начала оккупации Крыма.
Есть лица, которые остались на своих местах, выполняя свои должностные обязанности. Например, обеспечивая порядок и безопасность в уголовно-исполнительной системе в местах несвободы, обеспечивая жизнедеятельность учреждения. В таком случае надо рассмотреть, насколько этот человек был ответственным.
В противном случае, люди, которые не выполнили приказ, нарушили присягу должны нести ответственность. И здесь вопрос даже не в применении амнистии, а в расследовании этого случая и соразмерности санкции. Говорить о том, что это должно быть определено сейчас и такая ответственность должна быть установлена - своевременно. Это уменьшит уровень противостояния, неприятие и угрозы достаточно большого количества людей.
Поэтому мы сейчас должны поднять этот вопрос и заметить, что он должен быть решен на политическом уровне.
Какие санкции могут быть применены против людей, или затронут они их семьи?
Мы сейчас не сможем сказать, какая будет ответственность. Я знаю людей, которые остались в Крыму, затем отслужили 2 года и вышли на пенсию, но фактически они служили в армии страны-агрессора.
Эти люди живут в оккупированном Крыму и не знают, будут против них применены административные или уголовные меры. Это сейчас подвешенный вопрос, который надо решать.
Изъятие имущества у семей этих военнослужащих возможно только в случае, если расследование докажет, что их преступление действительно тяжкое. Но это средства индивидуального характера, не будут касаться коллективного карательного действия в отношении целого ряда людей.
Но такие меры, на мой взгляд, будут касаться лиц, сыгравших большую роль в оккупации Крыма и установлении того режима, который царит в Крыму.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Половина Крыма РФ не нужна - экс-командир ВМС Украины
Мы сейчас говорим о командовании крымских частей?
Да.
Как будут рассматриваться эти кейсы - каждый отдельно? Вся часть сразу?
Исключительно индивидуально. В нас нет коллективного привлечение к ответственности. Она также запрещена статьей 5 Европейской конвенции по правам человека. Коллективное привлечение к ответственности нарушит ряд прав, определенных конвенциями, которые мы ратифицировали. А их нарушение приведет к наложению на Украину санкций.
Смогут избежать ответственности командующие крымской группировкой?
Разговоры об этом гипотетические, потому что мы не знаем сценариев деоккупации. Против этих людей возбуждены уголовные дела. Прокуратура АРК их расследует, но имеет предел, до которого может вести эти расследования. В случае, когда будут предоставлены другие возможности для завершения этого расследования, этих лиц привлекут к ответственности в рамках действующего уголовного законодательства Украины.
Но судить этих людей мы должны с сохранением их прав.
Однако и пожарных в Украине считают дезертирами, хотя они не поддерживают режим, а просто гасят огонь, то есть сохраняют украинское имущество. Или они виновны и как нам сохранить их права?
Эту категорию не будут привлекать к ответственности. Могут привлечь отдельных лиц, которые участвовали в установлении оккупационного режима.
Как рассматривать кейсы крымских милиционеров, которые остались в Крыму?
Представители правоохранительных органов помогают установлению оккупационного порядка. Они служат укреплению установленного режима. Но люстрация может быть индивидуальна. Но пока нет этой схемы, эти вопросы не рассматриваются на политическом уровне. Не учтены многие факторы и один из них - мы не знаем, как будет проходить деоккупация. Возможно, Путин выведет свои войска, но условием этого будет тотальная амнистия.
Проект Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно установления уголовной ответственности за коллаборационизм)" имеет репрессивный характер.
Законопроект является альтернативой тому, что подавали депутаты "Европейской солидарности". Это обычный депутатский троллинг, когда выносят что-то похожее, или вносят огромное количество правок в уже поданный закон, говорит Gazeta.ua политолог Лариса Волошина.
Комментарии