Ексклюзивы
вторник, 11 марта 2014 11:04

"Кредитно-модульная система оценки - неаргументированная" - как реформировать систему образования в Украине

"Кредитно-модульная система оценки - неаргументированная" - как реформировать систему образования в Украине

Кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры германской и финно-венгерской филологии Алекандр Рудковский считает, в период изменений в стране стоит обратить внимание и на переформатирование системы образования.

Александр Петрович, что прежде всего следует изменить в системе образования Украины? В частности, вы утверждаете, что кредитно-модульная система оценки себя не оправдала. Почему?

 - Система образования Украины действительно нуждается в переформатировании. Кредитно-модульная система оценки знаний студентов не оправдывает себя, так как эта система не аргументированная, не учитывает позиций интересов и предпочтений студентов. В течение первых двух лет студент имеет право один раз изменить направление подготовки в пределах одной и той же области знаний, а преподаватель загнан в непонятные рамки, не имеет возможности творческого преподавания. У преподавателя и заведующего кафедрой остаются все рычаги управления на "неблагонадежных" студентов. Отработка пропусков на занятиях невозможно эффективно оценить, потому что: а) на консультацию приходят реально только 50% студентов, б) в нагрузке преподавателя не запланированы часа на консультации. Также стоит сказать, что уровень подготовки молодого преподавателя оставляет желать лучшего, так как на четыре занятия каждый день он за неимением времени не может подготовиться должным образом. Получается так, что лекционный материал повторяется, как правило, из года в год, а практический материал для занятия часто подается или в распечатанном варианте из сети Интернет без надлежащей сверки, или используются пособия 70 -80- х годов прошлого века. Преподаватели не заинтересованы в создании новейших учебных материалов, потому что это нужно только для получения должности доцента. Прохождение процедуры получения грифа МОН учебника является коррумпированной процедуре, поскольку зависит от настроения и личных предпочтений рецензента и аккредитационной комиссии.

Учебная программа очень перегружена?

 - Да, учебная программа студента перегружена, а это значит, что материал не усваивается и не проверяется эффективно. Учебный материал с соответствующей темы изучается только поверхностно, потому что невозможно проверить уровень подготовки студента по каждому вопросу семинарского занятия, поскольку студенты просто "разбирают" вопросы. Распределение на погрузку по курсовым и дипломным работам осуществляется по принципу "кто первый записался", а это, как правило, заведующий кафедрой.

Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему?

 - Прежде всего, не заведующий кафедрой, а методическая секция должен решать конфликтные ситуации, связанные с пропусками занятий, уровнем подготовки студентов, качеством преподавания, соглашается с заведующим кафедрой. Количество кредитов регламентируется в двухлетний срок. То есть, студент может пройти однократное полугодовую стажировку или практику и затем догнать кредиты. А обучение в магистратуре должно иметь такие акценты профессиональных направлений: 1) привязка к практическому применению, 2) новейшие технологии, 3) национальная специфика. Тематика письменных квалификационных работ должно предлагаться студентами и обсуждаться на аудиторном занятии, где каждый может высказать мнение об актуальности исследования; обязательно контакт студента с исследователем, который занимался этим вопросом. Определение предмета и объекта письменного квалификационной работы должно происходить на консультации с руководителем.

Каких еще изменений требует данная система?

 - Преподаватель должен предлагать студенту только 2/3 позиции литературы для обработки, обязательно самостоятельный поиск литературы в библиотеке или онлайн. Уже после первого года обучения студент может по желанию сдать устный квалификационный экзамен или письменный квалификационную работу и тем самым повысить количество составленных кредитов. Студент должен работать на реальное получение знаний, а не на то, чтобы получить "зачтено" или "удовлетворительно/хорошо/отлично". Тематику учебных планов нужно кардинально изменить: конкретизировать и сузить объект исследования, а также увеличить до 80% количество предметов по выбору. В этом случае преподаватель будет заинтересован в качестве преподавания своего предмета. Контроль за качеством работы и выполнением педагогической нагрузки преподавателя нужно перенести из заведующего кафедрой на заведующего методической секции. Председатель методической секции должен отчитываться о проделанной работе на каждом заседании кафедры. Заведующий кафедрой должен разработать критерии оценки работы каждого преподавателя, он не имеет морального права вмешиваться в работу преподавателя , оценка преподавания осуществляют студенты и преподаватели в паритетном отношении 50/50%. За одно семинарское занятие можно качественно проверить уровень подготовки максимально 3 студентов. Критерии оценки должны разрабатываться преподавателем, оценка осуществляется студентами и преподавателем в паритетном отношении 50/50%. На практическом занятии преподаватель должен поддерживать визуальный и лингвальный контакт со студентами. Крайне важны непосредственное общение на близком расстоянии. Распределение студентов по группам должно происходить не сразу перед началом учебного процесса, а исключительно после проверки реального уровня подготовки студента и с учетом его способностей. Такой список групп не является фиксированным, он корректируется по инициативе студента и преподавателя в течение первого месяца обучения. Список проблемных вопросов не является исчерпывающим и может быть дополнен

Сейчас вы читаете новость «"Кредитно-модульная система оценки - неаргументированная" - как реформировать систему образования в Украине». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть