Результаты волеизъявления показывают реальную информационную структуру общества – по вертикали и по горизонтали
В первом туре были задействованы 3 инновационные политтехнологии, направленные на расширение круга сторонников. Поэтому команды, применившие их, обогнали конкурентов. Однако во втором туре будет работать иная логика. Она основана на этническом самосознании. Этнос – это социальный организм, структура которого во многом похожа на структуру отдельного индивидуума.
Четыре уровня развития человека
1. Инстинкты. Когда ребенок только родился, он живет на инстинктах. Главным является инстинкт самосохранения. Он проявляется в том, что ребенок сразу же пытается различать своих и чужих. Он тянется к матери, родственникам и шарахается посторонних. Со своими ребенку спокойно, а с чужими тревожно – потому что опасно. Инстинкты – это первый информационный уровень.
2. Игрушки. Второй уровень – это когда ребенок еще младенец. Он не понимает слов, но у него уже есть образное мышление. Он воспринимает возгласы и жесты. Поэтому его не убеждают словами – ему просто показывают "игрушку". На этом уровне доминирует правое полушарие, отвечающее за образно-чувственное и конкретное мышление, музыку, подвижность.
Часть людей вырабатывает в себе способность к самостоятельному, критическому мышлению. У этих людей есть рефлексия – способность видеть себя со стороны
3. Слова. Когда ребенок научился говорить, он много спрашивает и доверяет сказанному. Он любит сказки. Таких детей убеждают слова. Здесь доминирует левое полушарие, отвечающее за логическое и абстрактное мышление, счет, выполнения действий. Это третий информационный уровень.
4. Рефлексия. Часть людей поднимается еще выше и вырабатывает способность к самостоятельному, критическому мышлению. У этих людей есть рефлексия – способность наблюдать за собой "духовным зрением", видеть себя со стороны. Это четвертый информационный уровень.
Четыре слоя социума
Социум имеет похожую структуру из четырех слоев. Обозначим эти социальные страты условными названиями: "этнические", "эмоциональные", "доверчивые" и "самостоятельные".
1. "Этнические". Базовый инстинкт самосохранения проявляется через различение своих и чужих. В масштабах общества свои называются "этносом", что означает "группа своих людей". Среди своих спокойно и комфортно, среди чужих – тревожно и опасно. Этническое самосознание – это реализация естественного инстинкта, который работает у всех. Все люди – этнические.
2. "Эмоциональные". Этот социальный слой составляют люди, которые доверяют своим ощущениям и эмоциям. Слова их мало убеждают, потому что логическое мышление является для них изнурительным процессом. Обычно это сторонники "хлеба и зрелищ", любители комедийных сериалов и "мыльных опер".
Две группы – "эмоциональные" + "доверчивые" – составляют примерно 95% любого общества
3. "Доверчивые". Наиболее многочисленный слой общества – это люди, которые поднялись над уровнем эмоций, анализируют фактаж и пытаются применять логику. Однако их логика бывает ошибочной, а факты – вымышленными или тенденциозно подобраными. Сегодня они доверяют одной "логике", а завтра – противоположной. Таких людей – большинство. Они доверяют словам.
Согласно мировой социологии, две последние группы – "эмоциональные" плюс "доверчивые" – вместе составляют примерно 95% любого общества. Именно их обозначают термином "гомо симплекс" – что значит "простые".
4. "Самостоятельные". Это люди, которые обладают рефлексией – способностью наблюдать за собой. Они доверяют не словам и даже не отдельным фактам, а целостной, непротиворечивой системе фактов. Для них главным критерием истины являются добрые плоды, достигнутые результаты, продуктивность. Таких людей не более 5%. Социологи их называют "гомо дуплекс" – что значит "двойные", потому что они имеют орган самоконтроля.
Таким образом, есть три социальных слоя. На вершине информационной пирамиды общества находятся "самостоятельные" – их очень мало. Ниже находятся "доверчивые" – это абсолютное большинство. Еще ниже расположены "эмоциональные". Все три группы стоят на базовом фундаменте инстинктов, поэтому все три группы являются "этническими".
Популисты: хотели многие, получили мало
Поскольку наиболее многочисленной является группа "доверчивых", то именно она всегда была объектом предвыборной агитации. Действительно, ведь "самостоятельных" слишком мало, чтобы на них тратить усилия, а "эмоциональные" обычно не интересуются политикой и не ходят на выборы. На демократических выборах все решает большинство, то есть "доверчивые". Поскольку они воспринимают слова, то привычная избирательная кампания – это "ярмарка обещаний" популистов. Побеждает тот, кто наобещает убедительнее.
Привычная избирательная кампания – это "ярмарка обещаний". Побеждает тот, кто наобещает убедительнее
Именно по этой схеме действовали почти все участники первого тура выборов-2019. Они конкурировали за голоса доверчивого большинства. Поскольку претендентов на этот слой электората было слишком много, то каждому кандидату досталось мало. Выборы показали, что группа доверчивых составляет примерно 42% избирателей.
Новация Порошенко: ставка на самостоятельных
Первым, кто отошел от устоявшейся схемы, стал Петр Порошенко. Он сделал ставку на "самостоятельных", поэтому пиарился не на обещаниях, а на достижениях – армия, украинский язык, церковь, безвиз, стратегический союз со США, новые заводы, прозрачность, торговля с Евросоюзом и тому подобное.
Это была рискованная стратегия, но она давала возможность сформировать устойчивое ядро, способное убедить остальных. Его поддержали 16% избирателей. Это "самостоятельные", а также те "доверчивые", которых они убедили.
Почему так много? Потому что Порошенко стал монополистом в этой электоральной нише. До него никто не делал ставку на умных людей, поскольку считалось, что на демократических выборах они ничего не решают.
Новация Зеленского: ставка на эмоциональных
Владимир Зеленский ничего не обещал, его лозунг – "Ни обещаний, ни извинений". Он показывал, создавал "картинки", а потому достучался до тех, у кого доминирует образно-чувственное мышление. Сработал принцип: "Он мне нравится, поэтому я за него голосую". На этом уровне слова о политике не имеют значения – их все равно никто не будет воспринимать и, тем более, анализировать. Здесь работают эмоции, ощущения, зрелища и другие "игрушки". За Зеленского проголосовало "по приколу" 30% избирателей.
Новация Бойко: ставка на этнических русских
Юрий Бойко обратился к инстинкту распознавания своих и чужих. Он стал почти монопольным выразителем русского этнического меньшинства. НЕ русскоязычных, а именно этнических русских. Тех, которые считают Россию не агрессором, а Родиной. Тех, которые считают приход в Украину российских войск не оккупацией, а освобождением.
Для того, чтобы окончательно убедить их в своей русскости, Бойко перед первым туром демонстративно полетел в Москву и встретился с Дмитрием Медведевым – главой российского правительства, соратником Владимира Путина. Это было откровенное послание к своим: "Я – русский, мне доверяет Москва, голосуйте за меня". И за него проголосовало 12% избирателей.
Бойко обратился к базовому инстинкту. Для его электората являются несущественными ни реальное положение дел, ни политические перспективы, ни даже зрелища. Его интересует одно – объединение со своими, "освобождение от украинского гнета". Однако Бойко не попал во второй тур, поэтому вынужденно передал "этническую эстафету" Зеленскому.
Это значит, что консолидированная Юрием Бойко группа этнических русских во втором туре будет голосовать за Зеленского. Поскольку этнический инстинкт является базовым, то за Зеленского проголосует "русская этническая вертикаль", то есть подавляющее большинство этнических русских из всех трех социальных страт – и "самостоятельные", и "доверчивые", и "эмоциональные".
Это неизбежно запускает процесс консолидации "украинской этнической вертикали". В первом туре украинцы поддерживали всех кандидатов, в том числе и Зеленского. Однако во втором туре срабатывает базовый инстинкт стремления к своим.
Комментарии
3