понедельник, 01 июля 2013 12:31

Мирослав Маринович: "Политические лидеры должны защищать жизнь и нести мир, а не разжигать войну"

Мирослав Маринович: "Политические лидеры должны защищать жизнь и нести мир, а не разжигать войну"
Фото: zik.ua

Панихида за упокой душ польских и украинских жертв Волынской трагедии 1943 года, которую 27 июня возглавил Блаженнейший Патриарх УГКЦ Святослав Шевчук в варшавском храме отцов василиан в присутствии президента Польши Бронислава Коморовского и других высокопоставленных лиц этой страны, возродила одну историческую особенность, связанную с греко-католическими иерархами. В прошлом и митрополит Адрей Шептицкий, и патриарх Иосиф Слепой выступали на международном уровне не только как первоиерархи, но и как этнархи - лица, которые, кроме Церкви, представляют еще и весь народ. На этот раз роль такого этнарха сыграл Патриарх Святослав.

Приехав в Варшаву с пятью греко-католическими епископами из Украины и Польши, он закрыл собой дыру, которая зияла от неприсутствия президента Украины и его властной команды. Тема Волыни буквально парализовала украинский политикум, и набрать в рот воды было единственным спасением для него. Однако это молчание отдавалось в Варшаве слишком красноречиво и бросало тень на всю Украину. Неделей раньше ее честь пытался спасти президент Леонид Кравчук - и большое спасибо ему за это. Но он выступал в составе делегации Комитета примирения, что является общественным, а не государственным образованием. И впечатление неполноты оставалось.

Поэтому таким важным стал визит главы Украинской греко-католической церкви, который, будучи церковным мужем стал одновременно мужем государственным. И оказалось, что есть в истории моменты, когда мудрой государственной политикой становится молитва. Блаженнейший Святослав выиграл бой, не принимая его и не беря в руки оружия. Когда в большинстве других участников нынешних дискуссий закипала кровь и ставали дыбом загривки, этот иерарх сохранял спокойствие и излучал мир. Его единственной защитой было Евангелие - и формулами и духом этой вечной Книги он и покорил сердца.

С первых звуков панихиды, спетой украинским хором "Журавли", стало понятно: молитва будет иметь чудодейственную силу. В белом, ярко освещенном василианском храме невозможно было не просветлеть душой - не помню, когда в последний раз так вдохновенно молился. Молился за упокой невинных жертв и о прощении их обидчиков, за детей, которым оборвали жизнь, и за матерей, которым не дали защитить своих детей. Молился за нас, живущих украинцев и поляков, чтобы не взялись мы опять защищать свои национальные интересы, отбросив Закон Божий как хлам и сделав выбор в пользу мести.

По окончании панихиды к микрофону подошел Патриарх и утвердил величие того дня, вспоминая просьбу о прощении 2001 года, сформулированную Блаженнейшим Любомиром в присутствии Блаженнейшего Папы Иоанна Павла II, и сегодня возобновляя его: "Пусть оно вместе с нашей молитвой дойдет до каждой польской семьи, потерявшей близких от рук моих земляков ... Эту просьбу и надежду направляем также к украинским семей, потерявшим близких от рук поляков, а также к семьям других национальностей".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Это не та формула, по которой можно идти на понимание" - историк про Волынь-1943

Слова были простые, но, может, потому и звучали с особой силой: "Политические лидеры должны защищать жизнь и нести мир, а не разжигать войну, сеять пожар и уничтожение. Военные проводники должны защищать женщин, детей и стариков, а не выдавать команды о их уничтожении".

И когда после патриаршего слова Иза Хрусьлинська - моя польская подруга, сидевшая рядом, - молча и благодарно пожала мне руку, понял: все мы стали свидетелями чуда умиротворения.

После выступления римско-католического архиепископа Юзефа Михалика, председателя Конференции епископата Польши, слово взял президент Бронислав Коморовский. Он говорил искренне, умело расставляя акценты и проявляя филигранную политическую "технику".

Глава государства напомнил о том, что в обоих наших народов есть длинные списки обид. И, как это всегда бывает со всеми народами, мы больше помним те обиды, которые мы понесли, чем те, которые мы совершили. В своей истории мы проявляли и наше национальное величие, и нашу национальную малость. И, как правило, нашими взаимными конфликтами всегда пользовался кто-то третий.

По мнению президента Коморовского, мы хотим помнить о преступлениях Волыни для того чтобы через правду и испытание совести идти к примирению. Мы не должны помнить против кого-то другого, в частности против украинцев. Ведь наряду с кровью польской лилась и кровь украинцев. Поляки также прибегали к жестоким и столь же далеким от христианства поступкам.

А еще президент Польши напомнил, что именно митрополит Андрей Шептицкий, который был украинским патриотом и стремился к государственной независимости Украины, осмелился сказать, что нельзя преступлением служить собственному народу.

Это высокое и спасительное для всех партнерство Патриарха Святослава и президента Коморовского стало еще более очевидным во время официального приема в Бельведерском дворце президента. Все с удовольствием говорили о том, что панихида у отцов-василиан открыла сердца людей к главному событию следующего дня - принятию четырехсторонней декларации о примирении. А лица, посвященные в детали, еще и благодарили представителей украинской общины Варшавы (прежде всего Мирослава Чеха, члена Центрального совета Общества украинцев в Польше), которые взяли на себя большую подготовительную и организационную работу.

28 июня под Декларацией поставили свои подписи Верховный архиепископ Святослав Шевчук, митрополит Киево-Галицкий Украинской греко-католической церкви, архиепископ Юзеф Михалик, Перемышльский митрополит латинского обряда, председатель Конференции епископата Польши, архиепископ Мечислав Мокшицкий, Львовский митрополит латинского обряда, председатель Конференции римо-католического Епископата Украины, архиепископ Иван Мартиняк, митрополит Перемышльско-Варшавский Украинской греко-католической церкви.

В Декларации содержатся, в частности, такие слова:

"Хотим почтить память невинно погибших, попросить прощения у Бога за совершенные преступления и призвать всех украинцев и поляков как в Польше, в Украине, так и во всем мире, к отваге открыть сердца и разум для взаимного прощения и примирения. Хотим напомнить слова кардинала Любомира (Гузара), высказанные 2001 году, о том, что некоторые сыновья и дочери Украинской греко-католической церкви делать зло, к сожалению, сознательно и добровольно, своим ближним собственного народа и других народов. Как глава греко-католической церкви хочу повторить эти слова и сегодня и попросить прощения у братьев-поляков за преступления, совершенные в 1943-м. Во имя правды считаем, что прощения и просьбы о прощении требуют позиции тех поляков, которые делали зло украинцам и отвечали насилием на насилие. Как Председатель епископата Польши прошу у братьев-украинцев прощения. Осуждения требует и крайний национализм и шовинизм, ибо с атеистическим и тоталитарным коммунизмом, это была идеология, которая в ХХ веке привела к миллионам жертв. То, что многие считали оправданным перед Богом, оказывалось бесспорным пренебрежением Его Заповедей. Перед Богом, в свете Его твердого требования "Не убивай!", выражаем горькое осознание проступков, ибо ничто не оправдывает взаимную враждебность, приводящую к пролитию братской крови".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинцы также являются жертвами в Волынской трагедии - Норман Дейвис

Выступая на церемонии подписания декларации, Блаженнейший Святослав отметил, что обязанностью всех наших церквей есть "предохранить наших верных от греха ненависти". И это, на мой взгляд, является главной обязанностью, направленным в будущее. Ведь к 70-летней годовщины Волынской трагедии оба наши народы подошли не в лучшем состоянии своего духа.

Польскому обществу, кажется, трудно в этом году различить историческую боль, которую нужно почтить, и ненависть, что не имеет христианской легитимации. Поэтому память о прошлой боли вызывает бурю эмоций, что грозит подорвать уже добытое понимание. Боль можно залечить - ненавистью можно отравиться.

Украинскому обществу, отчасти забывшему, а в значительной степени и не знавшему об ужасных обстоятельствах этнической чистки на Волыни, надо осознать, что неискупленный грех возвращается.

В нынешних дискуссиях на тему Волыни проявляется главное: все непримиримые - как украинцы, так и поляки - пользуются логикой "ответных акций", выбирая различные исторические отрезки времени, когда преступления "своих" выглядят следствием несправедливости со стороны "врагов". И это, мол, практически снимает моральную ответственность за совершение этих вроде возмездных преступлений. Однако такая логика свидетельствует о радикальной дехристианизации наших душ.

Потому термин "ответные акции" является лишь эвфемизмом к слову "месть". И это свидетельствует, что многие из нас скатились к ветхозаветной формуле - око за око, зуб за зуб.

Поэтому можно предполагать, что непримиримые в обеих наших странах не примут подписанную Декларацию и будут присматриваться к обстоятельствам упомянутых польско-украинских встреч с дотошностью. Извинения соперников будут выдаваться им недостаточными, а прощение - чрезмерным и неоправданным. Под давлением этой угрозы находились все участники встреч в Варшаве.

Тем больше их заслуга. Ибо до сих пор 2013 не был успешным в польско-украинских отношениях. Враг рода человеческого посеял в душах многих поляков и украинцев много зла и недоверия. Но мужественный визит Блаженнейшего Святослава с епископами в Варшаву и не менее мужественные шаги со стороны президента Коморовского, польского руководства и иерархов церкви сделали главное: зло вынуждено было - пусть даже временно - отступить. Несмотря на все трудности и предубеждения, ни одна сторона не смогла опереться большой миротворческой силе Евангелия. И за это Богу хвала, а им, миротворцам", - большое спасибо.

Сейчас вы читаете новость «Мирослав Маринович: "Политические лидеры должны защищать жизнь и нести мир, а не разжигать войну"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

13

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть