Победа Зеленского – это результат протестного волеизъявления. Но когда говорят, что голосовали против Порошенко, нужно понимать, что он стал персонализацией всего политического класса.
Об этом заявил политолог, руководитель Центра "Третий сектор" Андрей Золотарёв во время круглого стола "Выбор-2019: президентские и парламентские выборы", который состоялся 23 апреля в информагентстве "Украинские новости".
По его мнению, эти выборы также показали сбой традиционной матрицы проведения избирательной кампании. Например, в открытии инфраструктурных объектов рядовой украинец с его скепсисом и тотальным недоверием к власти и политикам видел не достижения, а то, сколько при этом могли украсть.
"Замгубернатора одной из областей (который был в команде Порошенка. – Ред.) льёт горькие слёзы: ˮВот, мы столько делали: садики, спортплощадки открывали нашей командой – и провалˮ. Оказывается, всё достаточно банально и примитивно. Фокус-группа показывает, что, наоборот, команда президента вот этим неуёмным перерезанием ленточек и разговорами о своих экономических достижениях накручивала негатив. Тем не менее, до последнего момента она упорно крутила эти педали. Многие политтехнологи потеряли коды доступа к потенциальному электорату и работали только с фан-клубом. Ну возьмите Порошенко, Тимошенко. Неужели в команде не нашлось человека, который мог бы сказать ˮнетˮ?", – говорит Золотарёв.
По мнению политолога, прохождение Порошенко во второй тур обеспечила работа сети агитаторов на местах, при этом админресурс вообще не сработал.
"Судя с того, что Ковальчук так и не появился, наверное, попал в опалу. Всё-таки похоже, что сработала скорее пресловутая ˮсеткаˮ, нежели ˮвертикальˮ областных администраций. Традиционный админресурс, по сути, оказался обнулён. Ни Кернес, ни другие, которые убеждали, что раз они популярны на местах, значит, паровозом вытянут рейтинг, – не сработало. Ничего этого не вышло", – говорит политолог.
Политикам, которые хотят не оказаться за бортом, нужно больше внимания уделять глубинной социологии, отмечает эксперт.
"Политиков интересуют только рейтинги. А из чего они состоят? Копать глубже, увы, пока ещё никто не хочет, ещё не дозрели. А нужно тратиться на социологические исследования, причём качественные", – говорит Золотарёв.
Также политолог считает, что агитационная продукция и дальше может работать, но только если реклама будет не лобовая.
"Газеты могут работать. Вопрос в другом, что там не должно быть лобовой пропаганды и фотографий кандидата на каждой странице. Это должна быть мягкая софт-пропаганда, между строк, плавно подводящая к нужному. Но как убедить в этом отца-содержателя, отстёгивающего на это свои деньги, если он не видит своего портрета? Тут действительно нужна психотерапия, и в том числе и кандидатов", – считает политолог.
Напомним, в ЦВК заявили, что официальные результаты выборов объявят 30 апреля. Согласно данным обработки 99% бюллетеней, Зеленский набирает 73,21%, Порошенко – 24,46%.
Комментарии