Вместе с полномасштабной войной у Украины есть еще одна угроза - экономическая ситуация. Инфляция растет, увеличивается дефицит государственного бюджета, у оставшихся в стране граждан доходы падают. Крайне непростая ситуация у производителей и аграриев. Что с этим делать, какие пути выхода из кризиса и какую политику ведет правительство в интервью Gazeta.ua рассказывает Игорь Уманский, бывший министр финансов.
Какие новости экономики в стране сейчас у вас вызывают самые большие опасения?
У нас очень большой спектр проблем. Надо понимать - когда вы оцениваете состояние экономики Украины в текущий момент, есть вещи, лежащие на поверхности, которые понятны всем. Это война, военные действия, невозможность ведения какой-либо экономической, бизнес-активности на той территории и близко к ней. Огромное сужение рынка и катастрофическая ситуация с логистикой. Невозможно обеспечить импорт надлежащей номенклатуры и объема товаров для бизнеса, торговли. Также должным образом и в достаточном объеме сформировать партии и экспортировать продукцию. Видим, что сейчас происходит с зерновой группой. Это очень серьезно.
Уменьшается внутреннее потребление. Люди значительно обеднели за это время, потеряли работу, снизилась заработная плата или ее невозможно получить. И на фоне роста цен покупательская способность сокращается. Большинство людей, которые имели состояние, выехали в первой волне миграции. В настоящее время находятся за пределами страны. И тем самым рынок еще больше сужается. По разным оценкам, до 6 миллионов человек уехали и до 8 миллионов - внутренне перемещенные лица. Поэтому имеем еще одну проблему - отсутствие рабочей силы. Например, даже технологические предприятия в Харькове не могут начать работу, потому что нет людей. Работники уехали. Не могут укомплектовать даже одну смену. Это касается не только тех территорий, где шли боевые действия непосредственно, такая ситуация везде.
С начала широкомасштабной военной агрессии это можно было прогнозировать и минимизировать последствия. В частности, через программы стимулирования возвращения людей, создание условий для них. Решение логистических проблем. Это все должно решать правительство, а не местные власти. Самая большая проблема сейчас - в Украине чуть ли не впервые за годы независимости фактически нет правительства.
Система власти строилась так, что на все более-менее ответственные должности назначали ноунеймов. Все решения и инициативы замыкались на одном человеке
Объясните.
За три последних года система власти в Украине строилась так, что на все более или менее ответственные должности назначались люди ноунейм, ноувойс. Как следствие, все решения и инициативы замыкались на одном человеке. Очень уязвимая система и риск ее разбалансирования был и в мирные времена. А тем более - когда идут серьезные вызовы. Когда все было хорошо и все само жило и работало, система как-то функционировала. Но все катилось вниз. Когда начались военные действия, главный человек начал заниматься именно тем, что предусмотрено Конституцией - дипломатической деятельностью и обороной. На экономику и социально-гуманитарные направления времени нет. Система осталась без центра принятия решений. Там работают люди, которые самостоятельно действовать не могут. А сейчас такие вызовы в стране, когда каждый министр, каждый заместитель должен быть самодостаточной единицей, которая впрягается в телегу и тянет. Пример - нефтепродукты. Когда начали бомбить базы, инфраструктуру, было понятно, что у нас будет проблема с поставкой. Начали этим заниматься только после того, как нефтепродукты почти полностью исчезли на всей территории страны. Были огромные очереди. И решить это было невозможно до тех пор, пока президент не стукнул по столу кулаком. Тогда правительство начало хоть что-то делать. Но снова неукюже. Не смогли даже обеспечить свободные коридоры прохождения таможни бензовозами. Колонны с цистернами стояли в общих очередях на границе и не могли въехать в Украину. Дальше вопросы развоза, формирования партий. Эти организационно-логистические моменты должно обеспечить государство на центральном уровне, однако сделать этого не смогло. Понятно, что тянуть автоцистернами и завозить по железной дороге - это разные объемы и возможности. Требовалось создать логистические точки. Обеспечить их системами защиты ПВО. Но этим нужно заниматься.
Можем зайти в магазины и увидеть наличие продуктов, цены на них, как сократился ассортимент. Украинский производитель в этой ситуации остался наиболее незащищенным. А Кабмин почему-то принимает решение о нулевой ставке на импорт. В магазинах есть украинское молоко, творог? Польское.
Была идея сделать в Украине семь налогов. И максимально упростить систему. Вместо этого решили поставить ноль на растаможку
И много турецких продуктов появилось.
У этих стран огромная система поддержки, как на уровне государства, так и на уровне Еврокомиссии. Украинские производители этого лишены. Потому ценовой конкуренции здесь быть не может.
Большинство фермеров не могли нормально начать весенне-полевые работы и обеспечивать функционирование своих хозяйств. Многих разбомбили. К примеру, мои знакомые потеряли половину поголовья. Не могут выйти в поле из-за минирования.
Поэтому должна быть взвешенная политика. С одной стороны, максимальное упрощение условий для ведения бизнеса. Когда-то была идея сделать в Украине семь налогов. И максимально упростить систему. Зато у нас решили поставить ноль на растаможку, якобы так будет прозрачнее таможня, потому что таможенных платежей нет. И, соответственно, не будет вопросов к потенциальным коррупционным действиям. Однако необходимо понимать, что таможня - это, прежде всего, инструмент государства для сдерживания и стимулирования. Сдерживание импорта, конкурирующего с украинским производством, и стимулирование экспорта нашей продукции. Это инструмент государственной политики, а не контрольно-карательная функция. К сожалению, до сих пор в государстве мало кто понимает. Поэтому самая большая проблема - отсутствие правительства и отсутствие финансово-экономической политики.
За счет чего держимся тогда?
За счет украинского упрямства. Наш бизнес привык к тому, что государство создает ему проблемы и нужно искать пути, как выжить, как дальше работать. Те условия, в которых сейчас живет бизнес и население, гораздо сложнее обычного. Но даже без госпомощи бизнес еще работает.
Сейчас банку говорят: "Ты должен простить этот кредит". Он говорит: "Хорошо, но тогда должен простить и депозиты других граждан"
Но ведь чиновники предлагают определенные решения, которые должны стимулировать бизнес.
Есть много экономических идей, которые у нас хотят воплощать. Например, выдавать кредиты под ноль процентов. Знаете, сколько выдали? Ни одного. Причина проста: банки для того, чтобы дать клиенту ссуду под ноль процентов, имеют операционные расходы. В зависимости от размера ссуды это составляет до 2 процентов. Чтобы выдать миллион гривен под ноль процентов, вы должны получить где-то этот ресурс, чтобы он для вас был минус 2 процента. Тогда вы без потерь себе можете выдать, но и без прибыли вообще. Просто покрыв операционные расходы. Есть ли у банков ресурс под хотя бы ноль процентов? Нет. Поэтому инициатива звучит хорошо - для картинки просто замечательно. Но с точки зрения реализации она невозможна. Или еще одна инициатива - списать ссуды, в частности по движимому имуществу, которое было утрачено из-за войны. Разумеется, если я когда-то купил машину за кредитные средства и ее разбили во время военных действий, у меня нет машины. Но ссуду мне выдал частный коммерческий банк. За счет средств вкладчиков. То есть депозитов других людей. Сейчас банку говорят: "Ты должен простить этот кредит". Он говорит: "Хорошо, но тогда должен простить и депозиты других граждан. Ибо источник, из которого выдавали ссуду, это депозиты. У меня нет другого источника". Если государство не отвечает на вопрос, за счет какого ресурса банки будут проводить это списание, то инициатива остается нереализованной. Списание - это не прощение. Этим создаем риски не только для банков, но и для всей экономики.
Идет искусственное использование печатного станка. Условно. Ибо все происходит в электронной системе
Вы озвучивали три главных ошибки правительства в период действия военного положения. Это чрезмерное использование "печатного станка", низкая доходность военных облигаций и необоснованные популистские решения по освобождению от налогообложения. Что должен делать Кабмин вместо этого?
У нас номинальная инфляция на сегодняшний день составляет более 26 процентов. В ее структуре львиную часть занимают административно регулируемые цены. Это коммунальные платежи, энергоносители, на которые государство заморозило тариф. Этот уровень 26 процентов искусствен и не соответствует действительности. Если пойдем по магазинам, то увидим реальный рост цен.
В таких условиях мы стоим на пороге гиперинфляции. Если помните, как в 1990-х. Годовая инфляция тогда превышала тысячу процентов. Теперь в условиях войны мы стоим на пороге экономической катастрофы.
Когда инфляция превышает 20 процентов, выход в инфляционную спираль почти неизбежен. Правительство совместно с Нацбанком и банковской системой срочно должно принимать все меры, чтобы избежать этого. Ибо выход из этой спирали - это обнуление экономики. Мы это имели в конце 1990-х.
Кабмин играет в то, что будем заимствовать под 9-10 процентов в гривне, когда наши внешние бонды в валюте почти не котируются, при том что предложение - с дисконтом почти 40 процентов. В этих условиях правительство должно дать большую доходность, делать более рыночные вещи. А сейчас что происходит? Рынок не покупает государственный долг. 95 процентов госдолга, который в последнее время продан, это государственные банки. Нацбанк делает эмиссию, дает ресурс государственным банкам, а они покупают облигации у Минфина. Идет искусственное использование печатного станка. Условно. Потому что все происходит в электронной системе. Но суть та же. Это создает дополнительные инфляционные опасности. Имеем объективную ситуацию с инфляционными процессами - из-за войны, логистические проблемы, невозможность ведения бизнеса. А государство к тому же их усиливает из-за довольно неосторожного обращения с печатным станком.
Мы все слышали о необходимости 5 миллиардах помощи, которых мы не получили от западных партнеров. И не получим, пока не решим два вопроса.
Если не пересматриваем наши расходы, если оставляем в структуре расходов чьи-то частные "хотелки", погашение и обслуживание долга, нам никто не будет помогать
Какие именно?
Первое - какое "Большое строительство" во время войны? То есть, кому война, а кому - мать родная. Во время визита правительственной делегации в Вашингтон им сказали: "Пока не заморозите эту программу, не получите от нас ничего".
Я понимаю - сделать небольшой ремонт и восстановить мосты, где критически необходимо для логистики. Но продолжать ли в потенциально опасных местах эту программу?
Следующий вопрос - страдает бизнес, люди, нет средств на соцвыплаты. Но мы очень умело обслуживаем государственный долг. Внешние партнеры спрашивают: "Вы предлагаете нам взять средства наших налогоплательщиков, дать их Украине, а Украина будет эти деньги раздавать частным кредиторам. Мы не пойдем на это. Решите вопросы с частными кредиторами".
В условиях войны совершенно разумно и логично было бы приступить к цивилизованному процессу переговоров с кредиторами о предоставлении грейспериода на погашение долга (льготный период выплат процентов по кредитам. - Gazeta.ua). Пока мы не завершим военные действия и не начнем восстанавливать экономику. Необходимо разработать другой график погашения и обслуживания долга. Кредиторы к этому готовы. Но правительство этого не делает. Более того, заявляет, что категорически не намерено этим заниматься. Какая мотивация у Кабмина для этого? Начать переговоры о реструктуризации должны были еще 25 февраля. А уж июнь.
Если не пересматриваем наши расходы, если оставляем чьи-то частные "хотелки", погашение и обслуживание долга, нам никто не поможет. Позиция правительства безответственна. Долгое время многие люди из-за военных действий молчат об этом. Якобы во время войны должен быть мораторий на критику власти.
Даже работающие бизнесы не платят налоги. И им ничего за это не будет
Дефицит бюджета превысил в январе-мае годовые дефициты за предыдущие два года. Где бюджету брать деньги?
Даже те бизнесы, которые работают, не платят налоги. И им ничего за это не будет, согласно налоговому законодательству и инициативам, которые сейчас приняли. Вы лучше упростите условия администрирования этих налогов. Но не ставьте нулевую ставку. Дайте бизнесу работать. Бюджет - это система балансировки интересов бизнеса и общества через государство.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Байден открыл новый фронт. РФ остается без поддержки - статья Александра Краева
Где есть скрытые резервы? Арест и национализация российских и белорусских активов могут посодействовать в таковой ситуации?
Эта национализация - как мертвому припарка. Это история на годы. Подобные вещи с национализацией делаются только в поле международного права и по решению международных судов. Это нужно делать в условиях войны. Но рассчитывать на то, что это огромные ресурсы, не стоит.
Такое можно сделать раз. Но забрать и получить средства - это разные вещи. Сейчас у Фирташа изъяли большой системный бизнес (Печерский суд Киева наложил арест и передал в управление Национальному агентству Украины по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА), 26 городских и облгазов, входивших в группу олиграха Дмитрия Фирташа. - Gazeta.ua). Нравится кому-то Фирташ или нет, вопрос в другом - защита права собственности в любой цивилизованной стране - это самый большой приоритет государства. И если такой защиты нет, в государстве работать никто не будет. Украинский бизнес, имеющий такую возможность, убегает в другие резиденции. Потому что риск не того, что бизнес попадет под военную агрессию, а того, что государство его отнимет, становится все больше. Начнут записывать в коллаборанты или еще куда-нибудь. Это как ввели санкции против контрабандистов и в этот список не включили крупнейших контрабандистов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Муж из одного ада попал в другой" - жена защитника Азовстали
Таможня может стать скрытым резервом?
Это может быть ресурсом, но через значительный промежуток времени. И это точно не покроет все наши проблемы.
Таможня и налоговая - это два инструмента. Но они работают в пределах, которые создают Верховная Рада и правительство. Если в документах указано - ставка ноль, то это ноль. На границе есть очереди из бентли, мерседесов, майбахов. Наши западные партнеры говорят: "Подождите, мы здесь пытаемся вас поддерживать, предоставляем убежище вашим людям. Так, может, вы у тех, кто покупает эти машины, возьмете ресурс, а не у нас?"
Ввозить без налогообложения можно только для нужд армии. Государство может освобождать от налогообложения критический импорт
В мае госбюджет получил от импортного НДС втрое меньше, чем годом ранее: 8,8 миллиарда гривен против 27,3 миллиарда. Можно ли возвратить налоги на импорт? На какие категории?
На все категории нужно возвращать. Ввозить без налогообложения можно только для нужд армии. Государство может освобождать от налогообложения критический импорт, но на определенный период времени. Остальные должны облагаться налогом и подлежать растаможке на общих началах. Никак иначе.
Я давно покупаю бензин по 60-70 гривен. Это дороже, чем на заправке в любой европейской стране. Я не говорю об оптовой цене, и что у них есть и НДС, и пошлины. Мы, как потребители, все равно платим в том же объеме, если бы растаможка была вдвое дороже. Но проблема в дефиците, потому цена такова. Проблема не в том, что у нас большие налоги на нефтепродукты, а в том, что их нет, потому что правительство не смогло обеспечить решение логистических проблем.
А вместо этого они пошли по более легкому для себя пути, отменив пошлины.
Министр финансов должен был визжать и не давать принять эти решения. А если их приняли, то уйти в отставку. Вы слышали какие-либо заявления министра с отрицанием такой политики? Вопросы ответственности. У нас ноунеймы и ноувойсы, которые держатся за возможности своих должностей. Это самая большая проблема экономики и государства сегодня. Чтобы что-то сделать, нужно, чтобы кто-то этим занимался. Даже если дать им идеальную программу действий, это не поможет. Некому это делать.
Вы говорите, что западные партнеры не готовы брать нашу страну на полное финансовое удержание из-за рисков. Сколько нужно властям времени, чтобы решить эти проблемы?
Надо один день, чтобы уволить правительство и назначить адекватных людей. Если все будет прозрачно и понятно, тогда можно вести диалог о финансировании этого разрыва.
Сейчас не время для "хотелок". Пока это не поймут, добра не будет.
Есть у нас неиспользованный лимит, который можно было бы направить сейчас в поддержку экономики. Это Укравтодор
За период действия военного положения в Украине банки выдали льготные кредиты бизнесу на 33,43 миллиарда гривен. И их продолжают выдавать. Это единственное, что сейчас спасает экономику?
Это капля в море. И получить их проблематично. Последний запрос банковской системы на эту программу был – дополнительно увеличить лимиты. В результате получили в три раза меньше, чем был запрос. Банки, которым выдали эти деньги, раздали их буквально за день. Минфин лимиты держит, потому что их устанавливает Верховная Рада. Но есть у нас неиспользованный лимит, который можно было бы направить сейчас в поддержку экономики. Это Укравтодор.
Премьер Денис Шмигаль заявил, что правительство по поручению президента разрабатывает грантовую программу поддержки малого и среднего бизнеса. Где брать на это деньги?
Это еще один пример работы на экран. По инициативе президента. А где правительство? Ключевой вопрос - какой инструментарий этих грантов, где ресурс, кто платит? Премьер ходит с протянутой рукой по миру - не хватает на социальную сферу, заработную плату бюджетникам и военнослужащим. Нет в бюджете денег. Но будет грантовая поддержка. Источника нет. Соответственно, и программы не будет. Начались выборы.
Еще в феврале нам нужно было просить пересмотреть соглашение о свободной торговле. Никто не поднимает этот вопрос
Евросоюз на год упразднил пошлины для украинской продукции. Что реально это даст?
Еще в феврале нам нужно было просить пересмотреть соглашение о свободной торговле. Никто не поднимает этот вопрос. Проблема не в таможенных ставках, а в квотах на нашу продукцию. Неважно, какова будет таможенная ставка, если годовая квота у нас иссякнет через месяц.
США приняли решение об импорте украинской стали. Были торговые, таможенные и другие ограничения. Они их убрали. Европа должна снять квоты и открыть рынки сбыта. Сейчас внешние рынки нам не открыли, а внутренний свернулся. Надо копье ломать не за членство в ЕС, а за пересмотр соглашения о свободной торговле и ассоциации.
Национальный банк впервые с начала полномасштабного вторжения России изменил учетную ставку и принял решение повысить ее с 10 до 25 процентов. Это необходимый шаг сейчас?
Большинство людей в финансовой системе решение по ставке шокировало из-за резкого и значительного повышения. Мы три месяца держали и валютный курс, и ставки на рынке. Затем начали отпускать курс. Тогда держать ставку нелогично. На мой взгляд, спорным выглядит именно одноразовое резкое поднятие. Психологически очень плохо воспринимается. Поднимать нужно было постепенно. Тоже до 25, но хотя бы через месяц.
Если у вас ставка 10, а инфляция 26, это создание системного риска разбалансирования и банкротства всей финансовой системы.
Денег на рынке достаточно, но из-за инфляционных процессов правительство и Нацбанк должны принять меры и охладить инфляционную спираль, остановить этот рост. После этого можно было бы двигаться вниз - на уменьшение ставки и базовой стоимости денег.
С тем, как сейчас идет подготовка к отопительному сезону, людей ждет очень сложная зима
Через четыре месяца начнется отопительный сезон. Неясно, что будет в стране с газом. Есть время подготовиться?
С мая нужно было начать заседание штаба подготовки к отопительному сезону в условиях, когда страна-агрессор - это не только наш враг, но и поставщик ресурсов. Они точно не будут являться источником этих энергоресурсов, когда у нас прямые военные действия. Искать альтернативы, создавать запасы необходимо уже вчера.
С тем, как сейчас идет подготовка к отопительному сезону, людей ждет очень сложная зима.
На собственной добыче протянем зиму?
Надо смотреть на объем потребления и какие месторождения у нас активны. Вкладывать дополнительный ресурс для увеличения добычи.
Сокращение потребления из-за войны достаточно значительно. Не только за счет индустрии. Но и потому, что большое количество населения уехало.
Собственной добычи должно хватать. Но у меня, как и большинства экспертов, сейчас нет доступа к статистике потребления и добыче. Смотреть нужно не только на газ, но и уголь, мазут.
Стоим уже на пороге экономического коллапса. И если сейчас не принять срочные меры, потом с последствиями будет бороться крайне тяжело
Какая ситуация будет до конца года?
Необходимо создать условия для возвращения украинцев и бизнеса. Бизнес не может работать, когда нет рынка сбыта, когда некому работать. Сделают ли это? Изменят ли налоговое, таможенное законодательство и упрощенное администрирование? Похоже, что нет. Мы не отдаем себе отчета, но, по сути, стоим уже на пороге экономического коллапса. И если сейчас не принять срочные меры, потом с последствиями будет бороться крайне тяжело.
Какие отрасли сейчас наиболее перспективны?
Если правительство сможет обеспечить поддержку и защиту рынка для наших производителей, то будет огромный потенциал для легкой промышленности, перерабатывающей и сельского хозяйства. ИТ-сектор убегает из Украины.
Нужно пересмотреть наши торговые соглашения с США, Канадой и странами, где имеются крупнейшие потенциальные рынки сбыта. Вести переговоры об улучшении условий торговли для Украины. Это гораздо проще, чем просить денег.
Комментарии
3