В столичном аэропорту "Киев", на аэродромах Албании и Грузии сотни украинских туристов по несколько часов ожидали своих рейсов. Некоторые — больше суток. Больше тысячи украинцев ожидали вылета из Туниса от 27 июня. Не могли вернуться домой или вылететь на отдых.
Все туристы — клиенты туристического оператора "Оазис Тревел". Должны были лететь самолетами авиакомпании "Браво Эйрвейс". Однако ее представители объяснили, что туристическое агентство не перечислило им деньги.
— В аэропорту тунисского Монастира узнали, что рейс отменили, — рассказывает Орест Качмар из Львова. — Даже не светился на табло. Стали звонить туроператору. Там ответили, что у них выходной, и отключились. Мы требовали, чтобы к нам вышел представитель перевозчика, — не дождались. У кого были деньги, покупали билеты и добирались домой через Европу. Остальные сидели на стульях, чемоданах, полу.
Группу, которая утром 28 июня должна была лететь из Туниса в Харьков, отвезли в гостиницу в городе Сус. Им продлили проживание. Остальные оставались в аэропорту.
— Мои родные несколько дней не могли вернуться. Их выселили из гостиницы, языка не знают, гид исчез, — говорит львовянка Роксоляна Паныч. — Фирма, которая продала путевки во Львове, не дала никакого ответа.
Туристический оператор "Оазис Тревел" во всем обвиняет перевозчика:
— "Авиакомпания "Браво Эйрвейс" имеет задолженность перед аэропортами Туниса и не имеет средств для оплаты посадки, обслуживания и взлета рейсов в аэропортах Тунисской республики. Вероятно, потому отказалась их выполнять 27 июня.
1 июля в столичном аэропорту "Киев" задержали 16 чартерных рейсов. Четыре из них отменили. Пассажирам сообщили о задержке по техническимх причинам.
177 пассажиров, которые должны были лететь в турецкую Анталию и грузинское Батуми, расселили в гостинице. Некоторым туроператоры пообещали, что смогут вылететь из аэропорта "Борисполь". Люди продолжают ожидать своих рейсов.
38 взрослых и 19 детей сутки ожидали рейс из грузинского Батуми в Украину. Среди туристов были двое травмированных — мальчик и женщина. Большинство из них — жители Николаева, которые ездили в Грузию на музыкальный фестиваль.
"Проплатили отдых, а вылететь не можем. Расселение оплачиваем сами. Аэропорт маленький, 20 стульев. Сидим на полу, дети — на чемоданах. Воду и еду привезли неравнодушные. Вечером возле аэропорта все магазины закрыты. Посол Украины в Грузии сказал, что помочь нам ничем не может. А кто может? — пишет Ксения Дубенчик в "Фейсбуке".
— В соответствии с заключенным соглашением между авиакомпанией и туристическим оператором, заказчик должен оплатить счет до осуществления рейса. Также рассчитаться за все аэропортовые сборы и налоги по факту выполнения полета, — говорит генеральный директор "Браво Эйрвейс" Игорь Логвиненко. — "Оазис" не выполнил своих финансовых обязательств за девять рейсов. Поэтому пошли задержки.
На скандал отреагировали в Министерстве инфраструктуры.
— Туроператор задолжал перевозчику больше миллиона долларов. Авиакомпания "Браво" за собственные средства вернула 770 туристов из Туниса в Украину на второй-третий день. Состоянием на 2 июля там оставалось почти 800 людей. Их доставят двумя рейсами на Львов и тремя на Киев, — говорит министр инфраструктуры 39-летний Владимир Омелян.
Информацию о турах советует проверять на форумах руководитель Ассоциации налогоплательщиков Украины в Киевской области Руслан Анфилов, 44 года.
— Будьте осторожны с "горячими" предложениями туров. К сожалению, в Украине повторяются случаи, когда туристов бросают на произвол судьбы в аэропортах. Очередной случай — с авиакомпанией "Браво" и туроператором "Оазис", — говорит Анфилов. — Чиновники говорят о катастрофической ситуации. Вместе с тем, возникает вопрос, почему не приняли адекватных действий, чтобы предупредить?
В течение всего времени все документируйте, чтобы в случае чрезвычайной ситуации требовать компенсации. Это касается проживания в гостинице, питания и приобретения лекарств. Собирайте чеки, свидетельства, фото.
Не стоит доверять сезонным агентствам
— Выбирая туристическое агентство, нужно смотреть, сколько лет оно действует на рынке. Почитать отзывы клиентов. Узнать, в какие неприятные ситуации попадало и как из них выходило, — говорит менеджер по туризму 29-летняя Светлана Цимбаленко.
— Не стоит доверять агентствам, которые работают лишь в сезон отпусков. Обычно они предлагают огромные скидки, постоянно проводят акции. Такие фирмы не имеют нормальной прибыли, поэтому могут халатно относиться к работе. Не следует от них ожидать поддержки в сложной ситуации.
Если турист застрял в аэропорту — в первую очередь должен звонить своему менеджеру. Дальше вместе решать, как действовать, — говорит Светлана.
Комментарии