В "ГПУ" N3 (959) от 12 января этого года вышел материал "Центризбирком разрешил голосовать по месту фактического проживания". Речь шла о том, что для голосования по месту фактического проживания (не по прописке) нужно прийти на участок с документом, подтверждающим обитание по этому адресу. Это может быть договор найма жилья, брачный контракт, справка с места работы или из учебного заведения или копия трудовой книжки. Также избиратель должен иметь документ, удостоверяющий личность.
В Центризбиркоме уточняют: для того чтобы проголосовать по фактическому местожительству, нужно заранее обратиться с соответствующими документами в органы ведения государственного реестра. Эти органы работают при райгосадминистрациях, райсоветах или горсоветах. За сколько дней до голосования подавать заявление, закон не определяет. В ЦИК говорят, уже поздно обращаться, чтобы проголосовать в первом туре.
— Заявление об изменении избирательного адреса в органы ведения государственного реестра нужно было подать хотя бы до конца прошлого года, — рассказывает член ЦИК Александр Чупахин, 54 года. — Но во втором туре еще можно успеть проголосовать не по прописке. Правда, обратиться в органы ведения реестра нужно сразу после 17 января.
Этот процесс занимает приблизительно 14 дней
Чупахин говорит, что процедура голосования не по прописке такая: избиратель обращается в органы ведения реестра, которые есть в столице и областных центрах, с просьбой изменить избирательный адрес, потом данные об этом избирателе направляют в Центризбирком. Но дает поручение органам ведения реестра изменить избирательный адрес избирателей. Такое поручение идет в два учреждения: там, где избиратель прописан, его исключают из списка, а там, где хочет голосовать, включают.
Этот процесс занимает приблизительно 14 дней, отмечает Чупахин.
— ЦИК проигнорировал правовую позицию судов первой и апелляционной инстанции относительно необходимости проверки органами ведения Государственного реестра наличия у гражданина другого избирательного адреса, чем зарегистрированное местожительство постоянное, и учет участковыми комиссиями результатов такой проверки при включении граждан в уточненные списки, — говорит Жанна Усенко-Черная, 36 лет, заместитель председателя ЦИК. — При таких условиях из-за законодательной неурегулированности оснований и документов для включения граждан в уточненные списки избирателей созданы условия для принятия избирательными комиссиями необоснованных решений. В результате этого может быть многоразовое включение одних и тех же граждан в списки избирателей на разных участках.
Комментарии