Член координационного совета Ассоциации безопасного движения 47-летний Юрий Моисеев считает, что повышение штрафов за нарушение правил дорожного движения ситуацию не улучшит.
Что думаете о принятии закона об увеличении штрафов за нарушение правил дорожного движения?
— Это серьезный прорыв. Однако нужно понимать, что сам по себе закон ничего не стоит. Нужно в первую очередь менять сознание людей. Да, все знают о будущем повышении штрафов. Теперь думают — а не много придется платить? Мы же знаем, как работают автоинспекторы. Нервничают, потому что будут отбирать права. Подсчитывают, во сколько будет обходиться новое законодательство. Если раньше давал 10 гривен взятки, то теперь придется выкладывать 150.
Такая реакция людей понятна. Им же не рассказывают, что ежедневно на украинских дорогах погибают в среднем 20 человек. Мы на первом месте в Европе по уровню смертности на дорогах.
Вон, на ремни безопасности у нас никто не обращает внимания. А за счет него можно снизить уровень смертности в результате ДТП на 20 процентов. Ведь все пассивные системы безопасности автомобиля рассчитаны на то, чтобы они были пристегнуты. Поэтому если за непристегнутый ремень штрафуют, то это правильно. Потому что так спасают жизнь.
Сможет ли увеличение суммы штрафов сократить количество жертв на дорогах?
Если раньше давал 10 гривен взятки, теперь придется выкладывать 150
— Маленькому ребенку говоришь не лезть в розетку, но он все равно лезет. Потому что не знает, что такое напряжение. Вот так же ведет себя и наше общество, в частности водители. Если не изменится сознание, никакие штрафы не помогут. Не допустить тех 20 смертей в сутки можно только системными действиями.
Что имеете в виду?
— Кроме ГАИ, есть Автодор, Министерство здравоохранения. На количество аварий влияет состояние и пропускная способность дорог. Чем она меньше, тем достовернее риск ДТП. Относительно скорой помощи, то здесь существует правило "золотого" часа. Если она успевает приехать до этого времени, 70 процентов пострадавших в аварии выживают.
Насколько оправдано резкое увеличение суммы штрафов — почти в десять раз?
— Само по себе это правильно. Безопасность того стоит. Когда ты платишь 10–15 гривен — это ничто, все же понимают. Во многих странах сумма штрафов значительно превышает то, что предлагают в Украине. У нас берут тысячу, а в Венгрии 17 000 за аналогичное нарушение. Но при этом должна быть и справедливость. Водитель обязан четко понимать, почему с него берут от 100 до 500. Но худшее, что может произойти, — будут брать тупо 500 и все. Возможно, человек действительно впервые за рулем и можно обойтись предупреждениям. Или в техталон записать и взять 100. Не начинать с самой жесткой санкции. Потому что она выполняет не только карающую функцию, но и воспитательную. "Плавающая" сумма штрафа — большая опасность. Может случиться и так. ГАИ, чтобы показать результативность работы, будет брать по максимуму. И кто разберется, отвечает это нарушению или нет? Если кому-то что-то не понравится, будут отправлять обжаловать все это в суды.
Какие еще угрозы вы видите при применении нового законодательства?
— Например, если при таких огромных штрафах будут ставить планы по их сбору. Мол, в Донецкой области собрать 2 миллиона, в Киевской — миллион. И они, понятно, это соберут. Там заберут 15 прав, там 45.
Как же водителям защищаться?
— Нужно не водителю себя защищать. А прежде всего научить гаишников разумно применять эти штрафы. Чтобы не гнались за показателями, думали об ответственности, порядке и условиях применения закона (начальник департамента ГАИ МВД Сергей Коломиец заявил, что "применение в полной мере нового штрафного законодательства за нарушение безопасности дорожного движения уже в следующем году может принести в бюджет около 2 миллиардов гривен. — "ГПУ"). Должны быть четкие факторы, влияющие на выбор санкций. Соответственно, прокуратура или суды должны блокировать злоупотребление.
В общем, реальную угрозу я вижу не в самом законе. Все его позиции основываются на мировой практике. И характер действий милиции, и размер штрафов, и виды санкций — все это уже испытано. Но эта практика эффективна, когда работает вся система. Суды, правоохранительные органы, общественные организации, курсы водителей. Принятие закона об увеличении штрафов — это первый шаг. Теперь нужно научить работать с этими новыми нормами.
Комментарии
1