Европейская комиссия за демократию через право, которую называют Венецианской комиссией, сделала предварительное заключение по законопроекту о выборах депутатов Верховной Рады.
— Венецианская комиссия критична в технологических вопросах и осторожно обходит вопросы идеологические, — отмечает эксперт по избирательному праву Сергей Кальченко, 46 лет. — Она очень деликатно выразила негативное отношение относительно возвращения к мажоритарно-пропорциональной избирательной системе: указала, что "смешенку" в Украине применяли дважды. Эксперты комиссии сослались на рекомендации структур Совета Европы о том, что пропорциональная система была бы более приемлема. Отмечают полномочия государства определять избирательные правила, и при этом говорят "но".
Что критикует Венецианская комиссия:
В Украине очень крупные избирательные участки — до 2,5 тысячи избирателей. Это не наша вина, а беда. Избирателей у нас больше 30 миллионов. Если уменьшим размер участков до 1,5 тысячи человек, то количество мест для голосования вырастет в полтора раза. Придется набирать новых членов комиссий. Один из основных финансовых грузов выборов — зарплаты работникам комиссий. Вряд ли сможем соблюсти такую рекомендацию.
Нужно раскрыть источники и размеры финансовых взносов на выборы. Проект закона устанавливает, что деньги в избирательные фонды политических партий могут перечислять из общих счетов политсил. И ни слова о том, откуда получают финансирование партии. Поэтому политсилы аккумулируют на своих счетах средства юридических лиц, которых общественность не знает. Вывод: настоящие источники все равно не обнародуют.
Избирательное законодательство слишком сложное. Нужно понимать специфику нашего государства. Мы живем на изломе части света, где в одних странах выборы есть, в других — их фактически нет. Во многих странах избирательные системы сложились как традиция и не нуждаются в объяснении законами. Мы вынуждены делать наши законы сложными, особенно относительно процедурных вопросов. Потому что если они очень простые, кто-то очень хорошо подготовленный и образованный будет просто играться с выборами. Замечу также, что люди, которые работают в избирательных комиссиях, уже привыкли к сложному законодательству.
Что одобряет Венецианская комиссия:
Журналисты получат доступ к публичным мероприятиям, связанным с выборами. Но они и раньше могли попасть в помещения для голосования: не больше двух от одной редакции или телеканала.
Главы и их заместители окружных избирательных комиссий обязательно пройдут обучение перед выборами. Возможно, для работников окружных комиссий прочитают лекции в одном большом зале. Насколько это будет эффективным, зависит от того, сколько средств выделят на это дело.
Независимые кандидаты смогут выдвигаться в одномандатных округах. Такая возможность предусмотрена лишь в новом законопроекте. Во всех предыдущих избирательных законах независимые кандидаты должны были быть включены в региональные или общегосударственные списки партий.
Жаловаться на территориально–избирательную комиссию можно только в комиссии высшего уровня. Возможность подаваться в суд из законопроекта исключили. Впрочем 172-я статья Кодекса административного судопроизводства предусматривает возможность рассматривать иски на решение избирательных комиссий. Поэтому исключение из законопроекта одной фразы не значит, что эта возможность исчезает.
Комментарии