вторник, 10 февраля 2015 05:55

Руководителей госпредприятий, как и раньше, выбирают непрозрачно

 

Через махинации с тендерными закупками разворовывают миллиарды

Пока некоторые бывшие директора таких крупных госпредприятий, как Укрспирт, "в бегах" за рубежом, руководители профильных министерств через конкурсы ищут им замену. Поменять хотят и действующее руководство ряда предприятий, где есть подозрения в разворовывании государственных средств. В министерствах заверяют: через открытый и прозрачный конкурс государство наймет эффективных топ-менеджеров. Без лоббизма или квотного принципа, а лишь учитывая профессиональные качества.

Однако уже первый конкурс от Министерства инфраструктуры по смене генеральных директоров Укрзализныци, аэропортов "Львов" и "Борисполь" оказался непрозрачным. По какому принципу сегодня выбирают руководителей государственных предприятий и не поменяют ли одних "смотрящих" на других — своих? Об этом расспрашиваем первого заместителя главы комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Игоря Васюника, 45 лет.

Вы занимаетесь проблемой разворовывания руководством аэропорта "Львов" государственных средств. Почему теперь публично критикуете министерство за смену генерального директора?

— Критикую не за смену, а за принципы и подходы в проведении так называемого открытого и прозрачного конкурса на должности руководителей госпредприятий. Министерство инфраструктуры 31 декабря 2014 года объявило конкурс на должности руководителей аэропортов "Львов" и "Борисполь", а также Укрзализныци. Эти и другие предприятия — лакомый кусок для крупных бизнес-групп. Все эти годы каждая власть пыталась поставить "своих" руководителей, чтобы контролировать миллиардные потоки государственных средств. Через махинации с тендерными закупками на предприятиях разворовывают безумные средства. Только на Укрзализныце СБУ разоблачила преступный синдикат, в частных помещениях и гаражах администрации изъяли миллионы гривен и долларов наличностью, офшорную документацию. Трудовые коллективы двух государственных аэропортов также требовали аудита результатов деятельности их руководства. Во Львовском аэропорту еще несколько месяцев назад руководил "смотрящий" от "семьи". И только под давлением работников аэропортов Министерство инфраструктуры объявило конкурс на новых гендиректоров. Задекларировали открытый конкурс с европейским подходом к отбору претендентов, но суть, к сожалению, осталась украинская. Почти 200 претендентов подали документы на руководство тремя предприятиями, однако кто эти претенденты — никто не знает.

Заявили, что к отбору кандидатов привлекли международные кадровые агентства, которые проводят собеседования.

— А еще заместители министра и министр. Важно не только, кто выбирает, а кого и по какому принципу оценивают как будущего руководителя крупного госпредприятия. От момента объявления конкурса на должности руководителей аэропортов "Борисполь" и "Львов" подали документы 93 претендента, из них квалификационное оценивание прошли 50. И только 12 полностью отвечают требованиям конкурса, остальные — частично. Вся эта информация доступна на официальном сайте, кроме резюме и программ самих кандидатов. Кто эти люди, которые вроде бы отвечают всем требованиям, а самое главное — кто те претенденты, которых "отсеяли"? Где программы с видением развития предприятий кандидатами-финалистами, чтобы общественность и эксперты в данных отраслях могли оценить их? И знаете, какой ответ Министерства инфраструктуры: "информацию о кандидатах не разглашают по этическим соображениям"! Простите, у нас государство по уши в коррупции, сыто кадровыми назначениями по принципу кум-сват-брат, мы от начала работы нового созыва Рады приняли ряд люстрационных законов, а нам отсутствие информации объясняют "этическими соображениями". Мы же выбираем руководителя не частной фирмы, а государственного предприятия. Не удивлюсь, если открыв списки всех претендентов увидим много интересных и одиозных фамилий.

То есть вы подозреваете, что на руководящие должности могут назначить или представителей олигархов, или по политическим квотам?

— У меня и моих коллег народных депутатов есть все основания так считать. Во-первых, я уже сказал — для коррупционеров это привлекательные для собственного обогащения предприятия. Во-вторых, министр инфраструктуры Пивоварский и его заместители постоянно рассказывают, что кто-то к ним звонит, давит и кто-то кого-то лоббирует. Так в чем проблема — обнародуйте резюме и программы всех претендентов и люди объективно оценят профессиональный подход министерства и кадровых агентств. И не будет ни давления, ни обвинений.

Кроме того, по моей информации, на должность гендиректора аэропорта "Львов" продвигают человека "регионалов" Кауфмана и Грановского. Это такой себе Чеглатонев. Если подтвердится — это будет незаурядный скандал. Чеглатоневу и еще нескольким ставленникам "регионалов" трудовой коллектив выразил недоверие, а его фамилия фигурирует в документах, которые свидетельствуют о махинациях с тендерами и растрате средств в крупных размерах.

Почему не задавали этот вопрос министру инфраструктуры Пивоварскому?

— Задавали. В прошлую среду на заседании транспортного комитета. После моего вопроса о "так называемом открытом конкурсе" по аэропортам и Укрзализныце министр, кроме эмоций, ничего логичного не ответил. А после вопроса коллеги, "какие были критерии отбора вашего заместителя, который был спонсором антимайдана" — начал демонстративно собирать портфель.

Но это ваше коалиционное правительство, это ваши министры и ваша ответственность — также.

— Министр должен представлять интересы государства, а не той или иной политической силы, которая его предложила. В коалиционном соглашении четко указано — тотальная борьба с коррупцией, проведение люстрации. Если мы продолжим позорную практику кулуарных и непрофессиональных кадровых назначений только потому, что кто-то свой, — ничего не изменится. И не нужно прикрываться войной. Больше 80 процентов украинцев не доверяют власти, и мы еще почти ничего не сделали для того, чтобы нам доверяли. Кого-то одного более ответственного в борьбе с коррупцией не может быть. Отвечает и тот, кто дает взятку, и тот, кто берет, и тот, кто делает вид, что ничего не замечает. А о какой борьбе с коррупцией можем рассказывать людям, если проводят вот такие "конкурсы", а первый заместитель главы Антикоррупционного комитета Верховной Рады (Дмитрий Добродомов — "ГПУ") пишет обращение на защиту коррупционеров.

О ком именно идет речь?

— О том-таки аэропорте "Львов". Полгода львовские журналисты обнародовали факты разворовывания средств. Недавно издание "Львовский портал" опять предоставило документы, которые подтверждают: деятельность части теперешней администрации аэропорта — это разворовывание миллионов. Из-за их безответственности и халатности международный аэропорт месяц не принимал самолеты и понес довольно большие убытки. Журналисты опубликовали договоры, которые позволяли "смотрящому" и титушкам находиться на территории режимного объекта. Первый вроде бы предоставлял за тысячу гривен консультации по вопросам АТО, а вторых руководство наняло с целью давления на трудовой коллектив. И даже предоставило им в аренду 4 квадратных метра площади на территории аэропорта. Все это можно прочитать в журналистских расследованиях, и об говорится в открытых обращениях работников.

Но это не помешало первому заместителю главы Антикоррупционного комитета Добродомову, нардепам Мусию, Антонищаку и Маткивскому подписаться в защиту тогда еще временно исполняющего обязанности гендиректора Кузнецова, Пономаревой, Чеглатонева и Прадеда. В защиту людей, которые были назначены друзьями "семьи" и спокойно продолжали зарабатывать уже после Майдана. Их подписи стоят под многими сомнительными документами. С копией этого позорного обращения также можно ознакомиться в интернете. Досадно, что это коллеги-нардепы из Львова и что такое имеем после Майдана.

Есть ли реакция прокуратуры?

— Есть множество обращений в правоохранительные органы от трудовых коллективов. С коллегами из фракции "Народного фронта", Блока Петра Порошенко, "Самопомочі" подписали запрос на имя генпрокурора с требованием изучить все приведенные журналистами факты злоупотреблений в аэропорту "Львов", принять во внимание результаты внеочередной проверки на предприятии и привлечь к ответственности виновных. К сожалению, пока что на допросы в прокуратуру приглашают лишь работников аэропорта, которые борются с казнокрадами.

Когда обнародуют имена новых руководителей предприятий?

— Во второй половине февраля уже должно было бы быть назначение в Укрзализныце, аэропортах "Львов" и "Борисполь". Объявлен конкурс на руководителя Укрспирта — тоже насквозь коррумпированной структуры, Укрпочты и других крупных предприятий, которые относятся к сфере управления разных министерств.

Чтобы искоренить практику кулуарных назначений, с коллегами из разных фракций подписали обращение на имя премьер-министра. С просьбой дать поручение разработать единый прозрачный порядок и механизмы проведения конкурсов на руководящие должности на государственных предприятиях. С обязательным условием публичного освещения всех этапов конкурса, с обнародованием биографий и программ претендентов на сайтах профильных министерств. Все проблемы, которые сегодня имеем, исключительно из-за тотальной коррупции. Если не избавимся от нее — никакие деньги Евросоюза и оружие США нам не помогут.

Сейчас вы читаете новость «Руководителей госпредприятий, как и раньше, выбирают непрозрачно». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть