Украинские критики назвали лучшие отечественные фильмы года. Лидерами национальной премии "Киноколо" стали драмы "Плохие дороги" Натальи Ворожбит - 3 награды, и "Атлантида" Валентина Васяновича - 2 награды.
"Атлантида" победила в номинациях "лучший фильм" и "лучшая режиссура". Действие происходит в 2025-м после будущей победы Украины в войне с Россией. Донбасс освобожден от оккупантов, но его территории признаны непригодными для проживания. Военный Сергей возвращается в родные места. Ищет работу в опустошенном войной регионе, по сюжету.
"Плохие дороги" получили призы "открытие года" - Наталья Ворожбит, "лучшая мужская роль" - Юрий Кулинич, "лучшая женская роль" - Оксана Черкашина. Лента состоит из пяти историй о жителях Донбасса и украинских военных.
О победителях беседуем с Владимиром Войтенко, председателем Союза кинокритиков Украины и соучредителем премии "Киноколо".
Два основных триумфатора нынешней премии - "Атлантида" и "Плохие дороги". Почему именно эти фильмы?
- Эти ленты - особенно "Атлантида" - уже попутешествовали по миру и вызвали к себе внимание публики кинокритической и более широкой. Они абсолютно об украинских проблемах. О том, чем мы живем. От чего страдаем и почему радуемся. Обе связаны с войной на Донбаcсе. Поэтому воспринимаем это, очевидно, даже острее, чем за рубежом.
Но это фильмы очень разные. "Плохие дороги" бескомпромиссны. В оригинальной спектакле не услышите ни одного матюка. Поэтому не знал, что в ленте будет аж такая откровенная брутальность.
Нецензурная лексика в картине - это следствие прежде всего нашей жизни, а даже не того, что происходит на Донбассе. Правильно сказала киножурналистка Екатерина Городничая о роли Юрия Кулинича, который сыграл боевика и получил награду как лучший актер. Что его персонаж - это "такой травмированный самим собой яркий представитель сообщества гопников". В определенный момент общество или время их вытягивает на какие-то первые роли.
"Атлантида" - это о том, о чем на разных общественных уровнях будто говорят, но на самом деле по большому счету ничего не делают. Футуристический взгляд на то, а какой же будет наша страна, когда эта война закончится и когда, даст Бог, Донбасс вернется в государственное лоно Украины.
События происходят, когда война уже закончилась. И что делать на этой территории? Как жить? Кино трагическое, но и очень нежное, пронзительное. Чувствую, что уже могу включать его в десятку самых выразительных, важных, лучших фильмов в нашей истории рядом с "Человеком с киноаппаратом", "Землей", "Тенями забытых предков".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Донбасс можети стать зоной, похожей на Чернобыль, но гораздо больше - режиссер фильма "Атлантида"
Как говорит киновед Юрий Шевчук, "Режиссер "Атлантиды" делает сегодня парадигматический разрыв с колониальной "правдой жизни" с помощью воображаемого побега от нее. Создавая кинематографическую реальность, он выступает как наследник и последователь Александра Довженко. Фильм Васяновича одновременно отображает эту самую колониальную действительность сегодняшней Украины, и модерность. И моделирует ту действительность, которая должна наступить после нее. В этом втором смысле он расширяет украинскую географию. Это прежде всего современный город".
Добавлю от себя, что вслед за Довженко, принимая эту эстафетную, так сказать, палочку, Васянович идет дальше. Делает в ленте украинский языком межнационального общения, чего мы часто очень боимся.
Вообще украинское кино в этом году радует тем, что чрезвычайно разное. Даже если это картины на ту же тему - войны. Сделаны с разным ощущением, как об этом думать и говорить. Это правильно. На жизнь можно по-разному смотреть. Как на трагедию, как это делал Шекспир. И как на комедию, как Бернард Шоу. Важно, что у нас появляются кинематографисты, которые видят это и так, и так. А значит, если ты все это смотришь - получаешь картину войны, в которой мы живем, как бы мы от нее не прятались в Киеве или еще где-то.
Как смотрят на жизнь Васянович и Ворожбит?
- Они пытаются воспринимать и показывать нам жизнь в большем объеме, насколько могут. Потому что в ней есть все - в этой жизни. Я бы сказал, что они в хорошем смысле нормально, а значит, критически относятся к тому, что происходит. И высказываются об этом своим искусством.
"Плохие дороги" изображают, что происходит сейчас. "Атлантида" же наоборот - задумывается наперед о том, о чем большинство из нас еще даже не думают и не представляют.
- Это одна из версий будущего. Их может быть много. Не хотел бы по-философски отвечать на это. Но считаю, что люди за тысячи лет не изменились. Общество - да, но не люди. Поэтому здесь можно говорить, что все одно и то же. Но это попытка понять, а что же нас ждет. И там нет таких видений, что на Донбассе будут пальмы расти.
Вообще кто-то правильно сказал: "Нет несовременных фильмов. Все современные". О чем бы ни снимали - это про сейчас. О прошлом или будущем, это попытка что-то сказать о том, что сейчас волнует.
О чем прежде всего "Плохие дороги"?
- Это о нас, какие мы есть. Как проявляем себя в критических ситуациях. У нас есть конкретная - это война на Донбассе. И как люди себя позиционируют, манифестируют.
Например, когда киевская журналистка, захваченная в плен, говорит боевику ДНР, что он особенный. А он же не знает, что с этим делать. Повторяет себе: "Неповторимый, неповторимый, неповторимый. Я, бл*ть, неповторимый на*уй" - и так далее. Это же такая, скажем, проверка человека на определенную ситуацию. Она, бедная, это сказала, потому что он ее изнасиловать хочет. Он ее избил, и она уже не знает, что там говорить. Как-то уже хочет его утешить, задобрить. Он все добивается, как она к нему относится. Что ты в этой ситуации скажешь? Как ты относишься? Как быть?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Персонажи "Плохих дорог" оказываются на распутье. Должны делать выбор - режиссер
Это кино - мозаика из пяти сюжетов, которая дает срез военного времени, в котором мы живем. В одной из новелл героиня на автомобиле курицу задавила. Идет к ее владельцам - сельской паре: "Знаете, я вашу курицу завадила. Я вам деньги заплачу". А те начинают издеваться над ней. А потом хотят нажиться на ней. Курица, оказывается и слушала, и все понимала, а потом еще что-то. "А вы знаете, сколько она яиц несла? 30 в месяц. А сколько сейчас десяток яиц стоит? Столько-то. А давайте посчитаем. Это она два года несла бы. Сколько бы это было? Это она бы тогда стоила под 3 тысячи гривен". Доходит до того, что ей говорят: "Полицию вызовем, а ты знаешь, как у нас долго полиция едет. Так мы тебя сейчас в погреб".
Лента Ворожбит - это также попытка понять человеческую натуру. А она на самом деле сложная. И темная, и светлая. Что именно проявится - часто зависит от обстоятельств. Какие-то люди сопротивляются обстоятельствам, а какие-то не сильно. Некоторые - совсем нет. В условиях войны получают возможность проявить то, что им не давало мирное общество.
То есть эти ленты и о настоящем, и о вечном.
- Абсолютно. Поэтому они срезонировали не только на премии "Киноколо", но и в Венеции. И не только. Фильм Васяновича за год нагулялся по кинофестивалям. А Наташин просто только закончен. Его теперь тоже приглашают по миру.
Когда фильм получает какой-то такой приз - сразу у всех интерес посмотреть. Пусть это публика неширокая - несколько тысяч зрителей. Но это люди, которые влияют на то, что происходит в обществе. И это очень важно, что у нас такое кино есть.
Такое впечатление, что большинство до сих пор не замечают, что у нас уже снимают хорошее кино.
- Мы в сильной конкуренции. Возьми будь заметнее, чем американское кино. Это непросто. Там вкладываются просто страшные деньги, и не только. Таланты и все остальное. И это уже делается 100 лет. А у нас хоть столько же, но Украина все время была в разных империях. А когда ты под другой властью, то твою культуру и язык в лучшем случае угнетают, а то и говорят, что нет, как это делали россияне.
Должна же быть определенная преемственность, традиция. А она прерывалась в течение прошлого века. И на протяжении 500 лет. Поэтому это трудно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кинокритики назвали лучший украинский фильм 2020 года
Премию "Киноколо" учредили в 2018-м для определения достижений украинского кинематографа и деятелей киноиндустрии за последний год от имени сообщества кинокритиков Украины. В 2019-м лучшим фильмом назвали драму "Домой" Наримана Алиева, в 2018-м - "Донбасс" Сергея Лозницы.
В этом году отметили лауреатов в восьми номинациях. Церемония вручения состоялась на открытии кинофестиваля "Киевская неделя критики" в столичном кинотеатре "Жовтень".
Полный список победителей:
Лучший полнометражный игровой фильм - "Атлантида", режиссер Валентин Васянович, продюсеры Валентин Васянович, Ия Мыслицкая, Владимир Яценко;
Лучший режиссер - Валентин Васянович, "Атлантида";
Открытие года - "Плохие дороги", реж. Наталья Ворожбит, прод. Юрий Минзянов, Дмитрий Минзянов;
Лучший актер - Юрий Кулинич, "Плохие дороги";
Лучшая актриса - Оксана Черкашина, "Плохие дороги";
Лучший документальный фильм - "Земля голубая, будто апельсин", реж. Ирина Цилык, прод. Анна Капустина;
Лучший анимационный фильм - "Виктор_Робот", реж. Анатолий Лавренишин, прод. Елена Голубева;
Лучший короткометражный игровой фильм - "Нетерпимость", реж. и прод. Станислав Битюцкий.
Комментарии