Ексклюзивы
суббота, 07 октября 2017 18:30

Девушка клала голову на колоду и говорила: вы мне ее отрубите, я за него не пойду.

В харьковском издательстве "Клуб семейного досуга" вышла книга "Брачно-семейные отношения в традиционной культуре украинцев" фольклориста Ирины Игнатенко.

Автор: https://www.facebook.com
  Книга Ирины Игнатенко «Брачно-семейные отношения в традиционной культуре украинцев»
Книга Ирины Игнатенко «Брачно-семейные отношения в традиционной культуре украинцев»

Украинцы женились не потому, что достигли половой зрелости, друг друга полюбили, решили создать семью, завести детей. Брак давал экономическую самостоятельность, - рассказывает Ирина Игнатенко. - До этого парень или девушка жили при родителях, не имели своих денег или чего-то материального, чем могли бы распоряжаться. Во-вторых, украинцы верили, что человек должен пройти все основные этапы жизненного пути. Родился, крестился, женился в 20 лет. И все нужно было сделать вовремя, в определеный период. Через год после свадьбы завести ребенка, дальше сколько бог даст. И вовремя умереть. На старожилов смотрели со страхом, опасением, подозревали в колдовстве, черной магии. Что они живут за счет чьего недожитого века, когда кто-то умирает молодым. Сейчас мы лелеем нашу личность, индивидуальность. А тогда надо было быть таким как все и ничем не выделяться ".

Хронологически книга охватывает XIX в. - от отмены крепостного права в Австро-Венгрии в 1848-м, Российской империи в 1861-м и до революции 1917 года. Ученый опиралась на собственные опросы по селахусиеи Украины. На архивные материалы, записанные предшественниками-этнологами, фольклор, поговорки, пословицы, песни.

"Позиция девушек была пассивно-выжидающая. Они не могли подойти к парню и сказать, ты мне нравишься, - продолжает Ирина Игнатенко. - Девушка должна была сделать все для того, чтобы привлечь внимание и показать себя с лучшей стороны. Прихорашивалась, носила яркую одежду, с вышивкой, различные украшения. А еще девушка показывала, какая она хорошая хозяйка. Умеет вышивать, ткать прясть. Должна была подготовить для будущего мужа сорочку, сватам вышить рушники. Был еще один момент — совместный сон девушек и парней на вечеринках. Молодежь снимала дом, ночевала. Ложили солому, наверх ткани и там засыпали. Очевидно, эти вечеринки создавали почву не только для тесного знакомства молодежи, возникновение симпатий. Появлялись покрытки, девушки, рожали вне брака. Это была трагическая ситуация. Девушка считалась испорченной. Перешла в категорию женщин физиологически, но не без свадьбы. Становилась изгоем традиционного общества.

Автор: https://www.facebook.com
  Ирина Игнатенко
Ирина Игнатенко

Женить детей пытались как можно быстрее. Бытовала поговорка "Кто рано встает дело сделать, кто рано женится - детей до ума доведет". Но бракосочетания зависело в первую очередь от родителей.
Если говорили нет, дети ничего сделать не могли. У украинцев было сильное понятие о роде и родительское благословение. Даже сиротское свадьбы не могли обойтись без приемных родителей. Это были или крестные, или старшие уважаемые люди. Считалось, без свадьбы и благословение счастья не будет. Убежать, жениться, скитаться по миру молодежь не решалась. Вынуждены были покориться воле родителей. Были разные ситуации. Есть упоминание, когда девушка клала голову на колоду и говорила: вы мне ее отрубите, я за него не пойду. Но в конце концов шла, потому что деваться было некуда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Цензоры называли автора "Искусства любви" безумной

О браке и семье в украинской этнологии написано немало. Я поднимаю темы, которые долгое время были запрещены, закрыты, замалчивались по разным причинам. Акцентирую больше на проблемах, чем на радостях, потому этнологам было об этом неудобно и трудно писать. Это показывали украинскую культуру не так как хотелось.

Например, свадебный обряд, когда публично после свадьбы проверяли девушку на целомудрие. Молодых провожали в комору. Пели срамные песни. Некоторые из них порнографические, описывали, что и как делать. Потому что молодые могли просто не знать. Давали полчаса исключительно на половой акт. В это время не оставляли в покое, стучали, спрашивали скоро ли. Затем заходили и смотрели на результаты - на окровавленную рубашку или простыню. Носили по селу, цепляли на хату. Если крови не было, невесту унижали, оскорбляли. Например, ставили ступу, чтобы она толкла. Называли "нецелая" и так далее. Если жених не мог невесту, то приглашался дружка, который должен был это сделать. Меня саму это шокировало, но в источниках есть упоминание. Это говорит о том, что как таковой индивидуальности не было. Дружка - это был кровный родственник жениха. И для представителей рода не так было важно, это Иван, или это Степан. Роду нужна была такая инициация. Кровь рассматривалась в положительных тонах. Если девушка девственница - будет скот размножаться на поле родиться, и все будет хорошо.

Для новой семьи отец давал сыну кусок земли. Со стороны невесты приданое - это скот, деньги, сундук с полотном, горшками, кувшинами. Женщины имели определенную независимость. Молочные продукты, овощи продавали на ярмарках. Деньги, использовали по собственному желанию. Было четкое распределение: что должен делать муж, и что жена. Считалось, если женщина помогает мужу делать его работу - это хорошо. А если наоборот - не очень. В фольклоре высмеивалось такие мужчины. Например, захотел помочь сварить вареники, бросил не в кипяток, а в холодную воду, они слиплись.

Автор: https://www.facebook.com
  Предыдущие книги Ирины Игнатенко
Предыдущие книги Ирины Игнатенко

Расстаться было сложно. Мужской алкоголизм был проблемой номер один в украинских семьях. Считалось, что выпивка скрепляет соглашение. Употребляли водку везде: на свадьбах, похоронах, когда закладывали дом. Это могло развращать определенных мужчин, толкать к алкоголизму. Тогда фактически вся работа ложилась на женщин. А муж думал только о том, где бы выпить. Из дома все выносилось и пропивалось. На мужской прелюбодеяние смотрели сквозь пальцы. Женщина не должна была обращать внимание на измены мужа, если он хороший хозяин, обо всем заботится. Устраивать истерики ей было невыгодно. Могла потерять мужа, вся работа легла бы на нее.
Развод позволяли когда муж не мог иметь интимную связь с женой. И соответственно иметь детей. Тогда женщина подавала в суд, дело разбирали. Были специальные врачи, которые обследовали мужское "естество". И если доказывали, что действительно не способен к семейной жизни, их разводили. Мужчине запрещали второй раз жениться. Но это было стыдно для обоих. Причину видели в черной магии, порче, искали знахарей, лечили. Есть реальная история, когда одна женщина так терпела 17 лет "

Ирина Игнатенко, фольклорист. Преподает на кафедре этнологии и краеведения исторического факультета Киевского университета им. Тараса Шевченко.
"Успех моей книги" Женское тело в традиционной культуре украинцев ", был бы невозможен без той любви к истокам народной магии и поэзии, которые впервые открыла для меня бабушка - наследственная полесская шептуха и травница, к которой ехали за помощью люди со всей Украины", - рассказывает о себе. Ирина Игнатенко автор более 50 научных работ, книг "Мужское тело в традиционной культуре украинцев", "Этнология для народа. Праздники, традиции, обычаи, обряды, приметы, верования украинцев "," Народная медицина и магия украинцев "

Сейчас вы читаете новость «Девушка клала голову на колоду и говорила: вы мне ее отрубите, я за него не пойду.». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі