Ексклюзивы
понедельник, 16 ноября 2015 19:08

"Самая большая беда на фронте: когда тебя бьют, а ты не можешь ответить" - режиссер Кристиан Жереги

Автор: Сергей Старостенко
 

Режиссер Кристиан Жереги в октябре презентовал документальный фильм о бойцах на передовой "Край земли. Зона АТО ". Этот фильм Кристиан снимал с лета прошлого года. Режиссер 8 месяцев участвовал в боевых действиях в составе добровольческого батальона "Киевская Русь". Вернулся в Киев в феврале. Сейчас работает над полнометражным игровым фильмом "Необъявленная война".

После 8 месяцев пребывания на войне что лично для тебя забыть сложнее всего?

У каждого человека наступает свой предел. На войне нет понятия времени. Для каждого оно свое. Не знаю, чем там можно считать время - количеством увиденных смертей, количеством раненых, которых ты на своих руках тянул, или количеством смертей, которые произошли после твоих выстрелов. Не знаю, чем можно определить границу человеческих сил. Военная журналистика предполагает, что ты должен лезть в самое пекло. Обстреливают какой-то участок - ты туда целенаправленно едешь. Таким образом у тебя кривая чувствительности значительно больше колеблется, чем у того, кто на прифронтовой зоне всю службу отстоял копая блиндажи.

Прошло полгода, и только сейчас я как-то прихожу в себя. Мне до сих пор снятся сны. Каждую ночь до сих пор переживаю бои: то лежу под обстрелом, то пытаюсь выйти из окружения. Это у всех так, я думаю.

Но больше всего сжигает нервы на войне - ожидание. На третий день вынужденного бездействия нервы сдают. Будь у нас там достаточное количество своих минометов, я бы только просил: дайте мне шнур, за который можно дернуть, чтобы что-то произошло. Я бы хоть немного успокоился, если бы был какой-то прямой стрелковый бой, хоть какой-то контакт с врагом. А так все просто падает - взрывается, падает - взрывается. Это пиздец как выносит голову. После одного разрыва мины в трех шагах от меня я летел в одну сторону, камера в другую.

Ни разу не пожалел об том, что откладывал камеру и брал в руки оружие. Страх очень быстро исчезает. Его уже после Крыма не было. Была злость, раздражение - совсем другой набор эмоций. Когда по мне стреляют, это вызывает не страх, а первый рефлекс - дать хорошую "ответку". Когда ты ее дать не можешь, это ужасно деморализует. Тебя бьют, а ты не можешь ответить - это самая большая беда на фронте.

С Песков выезжал по коридору, который насквозь простреливался. Правосек, сидящий со мной в машине, постоянно крестился. Я не мог представить такого. Правосеки - ребята без тормозов. Могут на уазике кататься по аэропорту, куда даже иногда танки боялись заехать.

Жалею, что не остался. Если бы мне хватило нервов и не был таким уставшим, поехал бы в аэропорт. На передке все иначе: настолько зыбкая граница между жизнью и смертью, что начинаешь по-новому воспринимать ценности. Это особое место - край земли.

Ты говорил, что сгладил определенные острые моменты в фильме "Край земли". Чего не увидел зритель?

Смерти бойцов, трупы, обгоревшие останки. Экран таких кадров не выдерживает. Даже раненых не показывал. Одну волонтерскую машину взорвали прямо в кадре. Я этот кадр, конечно, не поставил. Решил для себя, что это кино не о войне Потому что о войне снимут еще много. Этот фильм о добровольцах, об их выборе.

Меня упрекали, почему не снимаю социальных вещей. Но этого социального трэша о переселенцах полно в новостях. Все равно 90 процентов этих переселенцев, забрав в Киеве все, что можно, вернутся обратно к себе домой. Поэтому мне эта тема абсолютно параллельна.

Телеверсия фильма - более понятна для обычного зрителя. Картина относительно ровная - лишена идеологических противоречий. Хотя я люблю показывать в кино противоречия. Однако для нашего зрителя искал эмоции достаточно однозначные. Режиссерская версия была бы значительно сложнее и длиннее.

Как на твой фильм реагируют россияне?

Они вторые в статистике просмотра после украинцев. Пишут ватные комментарии. Но что интересно - фильм досматривают до конца.

Автор: Сергей Старостенко
 

Сейчас ты снимаешь полнометражный художественный фильм о войне "Необъявленная война"?

Да. Но путь к созданию этого фильма такими колючками порос! После политического и больше экономического отказа частного спонсора сейчас мы будем добиваться государственной поддержки.

Сценарий написан еще весной. Но дорога к реализации - это каждый раз борьба очень непростая. Это будет сборник, альманах из многих киноновелл, посвященных теме войны. По замыслу его должны снимать разные режиссеры. Я этот проект никогда не планировал только для себя. Хотел бы, чтобы наши деятели искусства могли выразить свою позицию относительно этих событий. Сценарий писали сценаристы, которых я очень долго искал. Кто-то из них прошел АТО, кто-то прошел уже три войны.

В фильме покажем истории людей, которые собрали на фронте, и которые в смысле кинематографическом и эмоциональном несут огромный потенциал.

Когда ждать его появления?

Все зависит от наших чиновников. Судьба этого фильма будет показательной. В украинском кино последних десяти лет родилось очень много мощных коррупционных схем. Все, что происходит сейчас с кино, показывает реальное состояние дел во власти.

Но если будет позиция, что "у нас войны в стране не было", и поэтому государство и дальше будет ставить палки в колеса производству патриотического продукта, то с этими представителями власти мы будем бороться. Если они будут нам противостоять, то мы сделаем так, что они будут "противолежать".

Что скажешь о качестве сериалов, которые снимают в Украине вместо российских?

Пока мы снимаем отвратительное мыло из разряда "Москаль-2". Что еще хуже: стараемся снимать сериалы о войне, не используя опыт людей, которые к ней причастны. Показываем картинку, которая имеет мало отношения к реальной жизни. Как можно было с таким актерским составом - Ахтемом Сеитаблаев, гениальным Алексеем Горбуновым - прогнуться под продюсеров, которые не имеют никакого представления о том, как это выглядело на самом деле? Ни художник, ни оператор, ни режиссер таких сериалов нос не выдвинули в АТО ни разу, чтобы собственными глазами увидеть правду.

Какой должна быть эта правда на экранах?

В других жанрах много достойной продукции за последние годы. Но если уж берешься за войну, то отправь художника в АТО пожить неделю. Мирослав Слабошпицкий, когда я ему предложил участие в нашей истории, правильно мне ответил: сомневается что он как режиссер, который не был на войне, потянет эту тему. И это подход разумного человека, который оценивает свои возможности. Художников и операторов нашей картины мы убедили поехать в АТО. Они там побыли, и на экране уже не создадут лжи, как минимум.

Бывает ложь, а бывает отсутствие правды.

Пока что мы видим на экранах просто "нечто" снятое животрепещущую тему. Первое, что пришло в голову сценаристам.

Автор: Сергей Старостенко
 

Некоторые говорят, что сейчас вообще рано снимать такое кино, что нужно время, чтобы все осмыслить. Ты с этим не согласен?

Это говорят от импотенции те трусы, которые хотят и дальше снимать свою голубую муть. И чтобы их никто не спрашивал: а чего вы не снимаете о главном? Они не способны высунуть нос из своей киевской монтажки и поехать в АТО, подышать этим воздухом. Именно во время войны самое главное - давать людям патриотическое искусство. Сколько фильмов выпустила Америка во время Второй мировой войны. Сколько выпустили Германия и Советский Союз. Даже Вьетнам снимал фильмы о своих солдат. Одним нам нужно время, чтобы подумать, как нам показывает кино о войне.

Или найти финансирование на хорошие проекты.

Должно быть государственное финансирование. Где фильмы? Война уже идет два года.

Ну вот пришло время кино аэропорта, "Киборги".

Кстати, этот фильм должен выйти очень неплохим, на настоящем материале и на настоящих событиях.

В АТО людей искусства много?

Немало. Особенно в прошлом году были. Романтики, волонтеры, добровольцы. Их хватает. Там можно найти представителей любой кинопрофессии. "Необъявленную войну" мы скорее всего будем снимать в АТО. И съемочная группа у нас будет та, которая видела это все своими глазами.

Соответственно и актеров, которые были очевидцами, надо найти.

Да. Еще задача, кстати найти достаточно мужских персонажей. Будем открывать новые. Но конечно, это должны быть именно актеры. Лучший патриотизм - это профессионализм. Мне мой папа когда-то сказал эту фразу, я ее очень хорошо запомнил.

Хотя я устал уже снимать о войне, честно говоря. Хочется снимать что-то прекрасное, дарить людям тепло и добро. Поэтому я хочу, кроме кино, заняться и другим направлением - музыкой, создавать красоту.

Что тебя вдохновляет?

Сейчас меня как режиссера больше всего вдохновляет музыка. Еще и потому, что круг моих друзей в Украине - преимущественно музыкальный. Арсен Мирзоян одну из лучших своих песен отдал на мой фильм "Край земли" как саундтрек. Душу переворачивают лемковские песни, которые поет Кристина Соловий. Народное исполнение - это то, что меня цепляет.

Мои друзья - Соломия Витвицкая, группа Vroda, ONUKA - все те, кто поддерживали армию, ездили туда, были неравнодушными.

Открываю для себя украинскую культуру. Читаю Коцюбинского, прочитал всего моего любимого Франко. Хочу понимать людей. Потому что эту страну я выбрал своим домом. Уже месяц общаюсь на украинском. Даже в Фейсбуке по-украински пишу. Хотя боялся, что моя речь "по-азиривськи" будет выглядеть. У меня еще много русизмов. Но пока что мне это позволено.

Сейчас вы читаете новость «"Самая большая беда на фронте: когда тебя бьют, а ты не можешь ответить" - режиссер Кристиан Жереги». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі