Украинская премьера драмы "Плохие дороги" Натальи Ворожбит состоялась на 4-й Киевской неделе критики. Показ проходил 25 октября во зале "Гегемон" столичного кинотеатра "Жовтень". После этого режиссер общалась со зрителями и французским кинокритиком Жюльет Гоффар, которая присоединилась к дискуссии через Zoom.
Фильм рассказывает пять историй о Донбассе. Местный директор школы пьяным пересекает блокпост. Женщина-врач везет домой тело убитого командира с фронта. Пара крестьян требует деньги у женщины, которая сбила автомобилем их курицу. Три девушки ждут своих парней - солдат ВСУ - на автобусной остановке городской площади. Сепаратист берет в плен журналистку, издевается над ней, по сюжету.
"Плохие дороги" - режиссерский дебют драматурга и сценариста Натальи Ворожбит. Экранизировала собственную пьесу. В основе сюжета - истории военных и гражданских из прифронтовой зоны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фильму о Донбассе дали награду Венецианского кинофестиваля
"Давно мечтала снять кино, - говорит Ворожбит. - Но никому не предлагала себя в качестве режиссера, так как не имела никакого опыта. Когда продюсер Юрий Минзянов обратился ко мне с таким предложением, поняла, что космос меня услышал. Другая причина - не всегда нравилось то, что делали постановщики с моим сценариям и пьесам. Хотелось рассказать свою историю без посредника. Так, как я ее себе представляла".
"Этот фильм очень кинематографический, - говорит Жюльет Гоффар. - Понравилась ваша работа над выстраиванием кадра, в котором чувствуется давление, ограничения. Было ли это вашим намерением - показать оккупацию через такую зажатую картинку?"
"Было желание передать атмосферу Донбасса такой, как я ее почувствовала, когда была там. Одиночество, отчаяние, какая-то замедленность, принятие и привычка ко всему, что происходит. Мне хотелось визуально это подкрепить. Но у меня нет такого профессионализма, с которым бы я пришла и сказала "хочу именно так и так". Это было интуитивно в сотрудничестве с оператором Владимиром Ивановым. Постановка кадров - это наша общая с ним работа".
"Это важно, что вы сделали в ленте. Сняли собственный опыт, возможно, вашу травму и превратили в искусство".
"К счастью, со мной не происходило тех ужасов, как с моими героями. Но и общение с людьми делает тебя какой-то частью их историй. Воспринимаешь их, как и собственную травму тоже. Все, что я перечувствовала за других и за себя в течение нескольких лет , что ездила на Донбасс - мне надо было куда-то перенести. Это произошло. Я будто завершила определенную страницу своего опыта, переработала таким способом".
"Сколько времени вы провели на Донбассе?"
"Ездила туда регулярно с 2014-го по 2017 год с разной целью. Делала документальный театр с подростками и военными. Собирала материал для сценария фильма "Киборги". Ездила с медиками и тоже собирала материал - об одной из медицинских служб, работающих на фронте. Также с волонтерами. Отзывалась на все предложения, когда меня звали. Наверное, чтобы собрать этот материал и снять "Плохие дороги", я так думаю".
"Ваш фильм очень психологический. Война в нем присутствует, хотя не показана прямо. А за кадром, невидимая. Но в то же время внутри каждого персонажа будто происходит какая-то война. Потому что есть какое-то колебание между моментами доброжелательности и нежности и жестокости и насилия. Это создает эмоциональное напряжение. Вы также воспринимаете свое кино как о психологическом аспекте войны?"
"Да, в фильме центром исследования становится именно человек, его психологическое состояние во время пребывания в этих событиях. Как меняется психика, в частности женская. Как люди привыкают к этому. Как теряют человечность, гуманистические ценности очень быстро.
В то же время нигде, как на войне, не хочется так любить. Ведь кажется, что через секунду можешь этого человека потерять. Обостряются все чувства. И от любви до ненависти гораздо меньше расстояние, чем в обычной жизни.
Также для меня было важно, что на войне постоянно надо делать выбор. А ориентиров нет. Там ты просто маленький человек, с которым происходят страшные вещи".
"В вашем кино очень важны женские образы. Оригинальны и так же разнообразны, как и мужские. Могут быть нежными, грубыми, манипуляторами. Делали ли вы это намеренно?"
"Не намеренно. Я это делала только потому, что я женщина. Но о войне действительно снимают обычно мужчины. Потому что они в ней лучше разбираются. Они ее начинают, когда хотят, играют в нее, заканчивают, когда хотят. А женский взгляд на войну будто не присутствует. Я поняла, что должна сделать это именно как женщина".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украинским зрителям хочется напомнить, что у нас происходит - режиссер фильма "Плохие дороги"
"Плохие дороги" получили три награды национальной премии кинокритиков "Киноколо": "открытие года" - Наталья Ворожбит, "лучший актер" - Юрий Кулинич, "лучшая актриса" - Оксана Черкашина. Вручение состоялось 22 октября на открытии нынешнего кинофестиваля "Киевская неделя критики".
Лента также получила приз как самый инновационный фильм конкурса на Международной неделе кинокритиков - параллельной программе 77-го Венецианского кинофестиваля.
Прокат запланирован на следующий год.
Комментарии