Ноги удлиняются на несколько метров, если танцевать под джаз, в холодильнике живет известный французский повар, а стены квартиры сужаются, когда в сейфе заканчиваются деньги. Сегодня в прокате стартует одна из самых ожидаемых поклонниками и Бориса Виана, и режиссера Мишеля Гондри лента "Пена дней".
Зная, что за фильм взялся Мишель Гондри уже готовишься к причудливым кинофантазиям, как в известном пианококтейле из романа, где с помощью мелодии можно приготовить виски с апельсиновым фрэшем и сырым яйцом. Собственно, если первые полчаса пробуешь кино на вкус - во все глаза глядя на бесконечные трансформации столов, французских блюд, автомобилей, улиц, одежды и погоды, то под конец просто устаешь от непрерывного двухчасового аттракциона.
Что же, как говорит в романе Виан: "В мире есть только две вещи ради которых стоит жить - любовь к красивым девушкам и новоорлеанский джаз. Все остальное - уродство".
Первый кадр: сначала отрезание век утром вместо чистки зубов нервно смущает воображение, но через несколько минут это же воображение привыкает к тому, что известный французский повар живет в холодильнике, звонок-таракан бегает по квартире и вполне нормально в "виановском" мире устроить веселую кровавую резню на ледовом катке.
Собственно, в центре фильма чрезвычайно простой сюжет - 22-летний богач Колен влюбляется в Хлою. Они устраивают самую громкую во Франции свадьбу. Но Хлоя простудилась - в ее легких растет трехметровая водяная лилия. И уже ни ромашки, розы, гвоздики, ни врач Д'ермо не могут побороть заболевание.
Три героя: во всех этих причудливых трансформациях главные роли исполнили - известная по "Амели" Одри Тоту, которая и в этой ленте так же мило и наивно хлопает огромными глазами, не менее популярный актер Ромен Дюрис и Омар Си - в фильме он так же легко и харизматично справляется с ролью причудливого повара, как и с комедийно-прямолинейным образом в ленте "1+1".
Место съемок: режиссер оживлял чудаковатый мир прозы Виана с помощью рукотворных спецэффектов. Прозрачную машину как и автомобиль-облако специально проектировали инженеры "Пежо". А художники-декораторы сделали 80 отдельных интерьеров на съемочном павильоне, в том числе и "раздвижную квартиру". Ее стены и потолок сжимаются, когда Колин теряет свое богатство. При съемке церемонии венчания, где влюбленные в буквальном смысле идут в воде - режиссер использовал тот же прием что и в "Науке сна" - заполнил бак водой и проектировал изображение сквозь него.
Жанр: поскольку в сюрреалистических образах фильма можно буквально захлебнуться, то иного определения фильму Гондри как "сюр" - лучше не придумаешь.
Диалоги: собственно, не только от образов, но и от самих диалогов бьет током, в чем в первую очередь и заслуга самого Виана.
- Зачем ты бьешь раидоприемник?
- Я ненавижу попсу, - говорит Колен, для которого на свете существует только джаз и любовь. И именно поэтому священник на их свадьбе желает молодоженам: "Чтобы жили они счастливо, и чтобы не грузили их ни родственники, ни работа".
- А чем вы вообще занимаетесь?
- Учусь жить, - отвечает Колин. - И люблю Хлою.
- Значит вы ничего не зарабатываете?
Абзац: бесспорно у Бориса Виана был свой "нафигатор" (как в прозрачной машине из романа, который мог изменять погоду на вкус путешественника) чтобы не заблудиться во всех тех искажениях реальности и преувеличениях. Поэтому во всех этих пародиях так много есть размышлений о моде на деньги, джаз, экзистенциализм и "тошноту" Сартра, а не только разноцветные кнопки в машине в форме облака.
Комментарии