Ексклюзивы
понедельник, 04 марта 2013 11:09

"За два-три года мы отреставрируем все немые украинские ленты"

  Иван Козленко - заместитель директора Национального центра Александра Довженко
Иван Козленко - заместитель директора Национального центра Александра Довженко

Когда речь идет о возрождении украинского кино, большинство имеют в виду фильмы, которые снимаются сегодня. Но не менее важная составляющая этого процесса - реставрация ретро лент, которые заложили фундамент отечественного кинематографа. Встретившись с Иваном Козленко, заместителем директора Национального центра Александра Довженко, Gazeta.ua расспросила его как происходит процесс реставрации кинопленок, которым без малого сто лет, сколько это стоит, и какие из этих ретро лент стоит посмотреть каждому киноману.

- По какому принципу выбираются ленты для реставрации?

- Ленты отбирают киноведы. В первую очередь реставрируются самые известные фильмы, ставшие классикой, а также немое кино. В ближайшие два-три года мы отреставрируем все немые украинские ленты. Поэтому и в прошлогодней и нынешней реставрации примерно половина лент - именно немые фильмы.

- Сколько сохранилось немых лент?

- Всего Всеукраинским Фотокиноукруправлением (государственная кинематографическая организация, работавшая в период 1922-1930 гг - Gazeta.ua) было снято около 180 лент. Однако сохранилось только 40-50 фильмов. В 20-е годы не заботились о сохранении фильмов.

- Сколько лент реставрируется течение года?

- В 2011 году - 29 кинокартин, среди которых, кстати, и первый украинский звуковой фильм "Энтузиазм" Дзиги Вертова. В 2012 году - 35 лент.

- Сколько стоит реставрация одного фильма?

- Реставрация одного фильма стоит примерно 20-30 тыс. евро. Это дешевле чем за рубежом, ведь работа в Украине оплачивается ниже.

- Конечный результат реставрации фильма - это цифровая копия этой ленты?

- Все фильмы, которые мы отреставрировали в 2011 году, были переведены в цифровой формат. В 2012 году мы уже создавали к каждой картине негатив. На пленке кинокартина может храниться при соответствующем температурном режиме более 70-100 лет. Цифровые копии настолько долго не хранятся.

- Вы чувствуете разницу между проекцией с цифрового носителя и из пленки?

- Да, изображение с пленки более кинематографическое - изображение на ней более живое и мягче. Оно более соответствует нашему физиологическом восприятию. В свою очередь цифровая проекция может передать и передний, и задний план одинаково четким, но это не соответствует системе восприятия человека. Как сказала директор кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе: "Поскольку пленка создана из коровьего жира и костей - она ??пропущена через что-то живое. Соответственно и изображение на ней живет. А цифровая проекция ни через что живое не пропущена". Но пленка выйдет из употребления уже через пару лет.

- В чем разница между оцифровкой и реставрацией?

- Оцифровка - это просто перевод фильма в цифровой формат. Ее наиболее распространенный способ - когда цифровая камера снимает то, что проецируется на экран. В свою очередь реставрация заключается в сканировании каждого кадра негативной пленки. Кроме того устраняются трещины и повреждения изображения. Мы добиваемся, чтобы после реставрации его можно было растянуть на более чем 20 метров по диагонали.

- Сколько времени уходит на реставрацию одной ленты?

- Это зависит от степени поврежденности материала, но в среднем примерно полтора месяца. Пленки проходят через ультразвуковую и химическую чистку. После этого сканируется каждый кадр и начинается реставрация звука и изображения. Над немыми лентами приходится работать дольше, ведь большинство их оригинальных негативов не сохранилось.

- Случается, что часть фильма не сохраняется?

- Да, например фильм Петра Чардынина "Укразия" мы вынуждены были полностью перемонтировать. В оригинале он длится три часа, но в 1937 году его изувечили и осталось лишь 70 минут. Из этого материала удалось смонтировать понятный сюжет на 60 минут.

- Вы создаете оригинальную музыку к немым лентам или восстанавливаете первоначальные саундтреки?

- В 20-е годы музыка для кино как правило не создавалась поэтому фильмы показывались под аккомпанемент классических или популярных в то время мелодий. Специального саундтрека удостаивались только выдающиеся ленты. На DVD, которые мы выпускаем, может быть до четырех звуковых дорожек, среди которых как оригинальный саундтрек, так и новая современная музыка.

- Будет диск с саундтреком Дахи Брахи к фильму "Земля" Александра Довженко?

- Да, сейчас мы над этим работаем. Дело в том, что эта версия фильма была отреставрирована неправильно - края кадра подрезаны, из-за чего отсутствует примерно 20% изображения. Мы нашли оригинальную пленку, на основе которой будем проводить повторную реставрацию.

- До того, как началась эта реставрация, знали за рубежом о том, что в украинском кино есть такой багаж старых фильмов?

- Отдельных режиссеров или фильмы за рубежом знали, но их не относили к Украине. И Довженко, и Вертова называли не украинскими, а советскими режиссерами. Заграницей и по сей день относятся с большим скепсисом к тому, что мы называем, например, "Человек с киноаппаратом" украинским фильмом. Одна из главных задач этой реставрации заключается в том, чтобы выделить именно "украинский авангард" из массива советского кино. Ведь большинство лент невозможно полностью истолковать или понять, если не учитывать, что они были сняты именно на территории Украины.

- Вы регулярно проводите показы отреставрированных ретро фильмов. Почему это событие названа именно "Круг Дзиги"?

- На первом показе этого цикла в декабре 2011 года была "Человек с киноапараторм" Дзиги Вертова. Потом мы показали фильм его брата Михаила Кауфмана "Весной", а после этого - короткометражки авангардиста Евгения Деслава, над одной из которых работал второй брат Дзиги Вертова. Так у нас создалось определенное Круг трех братьев Кауфман. Эти люди работали в свое время над созданием новой кино языка, поэтому название символизирует Круг украинского кино-авангарда.

- Где еще можно увидеть эти ленты?

- Сейчас мы работаем над тем, чтобы "Круг Дзиги" стал всеукраинским мероприятием. В Одессе проходит фестиваль "Немые Ночи", на котором немые ленты показываются в сопровождении живой музыки. Также фильмы можно встретить на "Молодости" или Одесском Международном Кинофестивале или на дисках.

- В чем разница между украинским кино 20-х годов и современными отечественными лентами?

- Кино 20-х годов в значительной степени политически заангажированное. Но даже в то время режиссерам удавалось обойти идеологию. Вся история украинского кино - это борьба с идеологическим прессингом, несмотря на который создавались настоящие шедевры. Современное кино не имеет таких предохранителей, однако оно находится в состоянии слепого щенка. Основная проблема отечественных фильмов - абсолютный недостаток идей. Молодые режиссеры прекрасно владеют техникой, но им пока нечего сказать. Безусловно через пару лет появится хорошее кино, но о том, что в Украине скоро будет что-то вроде румынской новой волны - говорить рано.

Сейчас вы читаете новость «"За два-три года мы отреставрируем все немые украинские ленты"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі