среда, 16 января 2013 19:24

Константин Станиславский убегал от жены и детей в театр

- Пустите, ветреники сами, опомнитесь, вы старики, - 30-летняя Ольга Андровская отстраняется от 68-летнего Константина Станиславского, прижимаясь к колонне.

Но он, обнимая ее за талию, отступает к креслу, влечет за собой. И вот она на коленях у Константина Сергеевича.

- Почти, - говорит он сквозь одышку.

Его руки бесстыже лапают тело Ольги. Правой поглаживает ее бедро, левая вот-вот нырнет в декольте.

- Ну, кто придет, куда мы с вами? - говорит актриса следующую фразу из роли служанки Лизаньки в пьесе "Горе от ума".

Но перепугана она не на шутку – режиссер, дрожа от страсти, сжимает ее все крепче. Играет ли он на самом деле?

Сцена заканчивается - Станиславский, игравший старого распутника Фамусова, уходит на цыпочках, напуганный, чтобы его не застукали.

- Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь, - с искренним облегчением выдыхает Лизанька-Андровская.

1931 год, репетиция происходит в доме Станиславских в Леонтьевском переулке в центре Москвы. Режиссер оборудовал там репетиционный зал. Колонны в нем отделяют сцену от зрителей. К тому, что Константин Сергеевич может среди репетиции отстранить любого исполнителя и вместо него играть роль, актеры привыкли. Но в этот раз его страсть даже им кажется слишком настоящей. В зале и Мария Лилина - жена Константина Сергеевича. Ревнует ли она его к молодой и красивой коллеге? Вряд ли. За ее мужем всегда упадают актрисы. За годы супружеской жизни для нее это не новость. Станиславский никогда ей не изменял. У него только одна страсть - к сцене. Она едва не разбила их семью.

В театр Константин Алексеев - такую фамилию имел при рождении - влюбился 3-летним, когда исполнил свою первую роль. Так рассказывал. В 1888-м под псевдонимом Станиславский играл в спектаклях "Общества искусства и литературы". Он сам разработал его проект и вложил в развитие почти 30 тыс. руб. Он, сын богатого промышленника, деньги получил в наследство. На сцене "Общества" встретил и будущую жену Марию Перевощикову. Она тайком отважилась выступить в комедии Крылова "Тайна женщины".

22-летняя Мария - воспитанница московского Екатерининского института благородных девиц. Там она преподает языки, хорошие манеры, рукоделие и словесность. Как классная дама не имеет права ни встречаться с мужчинами, ни принимать участия в "деятельности, позорящей репутацию института". Игра на сцене принадлежит именно к таким, поэтому в афишах спектакля напротив ее роли указана исполнительница: "Мария Лилина". Но в институте тайну все равно раскрыли. С работы она вынуждена была уйти. Родственники забрали девушку в Петербург. Станиславский засыпает ее восторженными письмами, зовет продолжать игру в театре. Мария не может опираться, как желанию играть на сцене, так и чувствам к Станиславскому, которого считала "прекрасным, чрезвычайным, милым и первым красавцем в Москве", как писала в воспоминаниях.

Мария вернулась в Москву. Станиславский принялся учить ее всему, что знал. Днем вместе репетируют, вечером вместе играют, а после идут на квартиру к Марии пить чай. В ролях влюбленных в "Коварстве и любви" Шиллера они, отмечают коллеги, очень естественно целуются. Станиславский тщательно планирует, как исправит своей ученице осанку, движения, как примется с ней за психоанализ. Первым сделать предложение о браке отважилась Мария. Влюбленный "педагог" с восторгом принял ее чувство. Вскоре признался:

- Кажется, ты ничего исключительно умного не сказала. Но несколько твоих фраз открыли для меня и твою сочувственность, и простоту взгляда на жизнь, естественность ума, свойственную только хорошим и сердечным женщинам. Такие женщины - мой идеал, и, кроме них, никто не может внутренне действовать на меня так сильно.

В мае 1889-го Станиславский обручился с Маруськой, как называл ее. Но очень скоро проявились расхождения в их характерах. Рассказывает в письме приятелю: "Жаль долго сидеть на старом известном месте, интереснее было бы поездить и посмотреть что-то новое. Но Маруся более склонна к оседлой жизни".

Семейное счастье быстро начало отягощать Константина. Ксения - их первая дочь - заболела пневмонией сразу после рождения и через месяц умерла. Летом 1891-го родилась Кира, энергичная и непокорная, - "алексеевская порода", отмечал отец. Сын Игорь, появившийся через три года, пошел в мать, часто болел. Некрепкого здоровья Мария едва справлялась с детьми, домом, все реже выступала в театре. От семейных проблем Станиславский убегает в театр.

- Как актер ты привык сгущать краски, чтобы вызывать чувство, потому что иначе зрителю не передастся. Поневоле ты применяешь это в жизни, - говорит Мария Константину.

Она хочет домашнего уюта и внимания мужа. Станиславский мечтает о собственном театре. Начинает разрабатывать систему актерской игры, у которой до сих пор много последователей в мире. Один из принципов: "Не изображать обиды и чувства, а действовать в соответствии с ними". Мария все чаще болеет, но Константин не верит, что это происходит на самом деле. В это время Лилина с детьми жила у брата мужа в Харькове. Станиславский, приезжая к ним, погружается в семейные хлопоты. Ему сразу становится скучно.

- Мне не интересны разговоры о хозяйстве! - взрывается. - Ты становишься такой узкой и пустяковой.

Но в разлуке он грустит по семье, рвется к ней. В конечном итоге, жена ставит перед ним вопрос ребром: или семья, или театр. И он хочет бросить сцену. Как только решение принято, 17 июня 1897-го Станиславский получает письмо от драматурга Владимира Немировича-Данченко. Тот приглашает его поговорить о создании Художественного общедоступного театра, который впоследствии станет всемирно известным МХАТом. Мария понимает, теперь муж ни за что не оставит театр, а она может остаться сама с двумя детьми. И смириться пришлось ей. МХАТ стал делом всей жизни Константина Станиславского.

1863, 17 января - Константин Алексеев (псевдоним - Станиславский) родился в семье богатого промышленника в Москве. Имел девять братьев и сестер. Родители часто возили детей в театр, оперу, помогли обустроить домашний театр. До 13 лет учился дома, после в гимназии при Лазаревском институте и этом же вузе. По завершении работает в родительской фирме и играет в любительских спектаклях.

1898 - открыли Художественный общедоступный театр под руководством Станиславского и Немировича-Данченко. Через три года его переименовали в Московский художественный театр. Преимущество отдавали тогдашней драматургии - произведениям Алексея Толстого, Антона Чехова, Максима Горького. В 1917 году театр был самым большим в России.

1919 - половина труппы театра оказалась за рубежом. Станиславский вынужден учить молодежь и ставить спектакли без ведущих актеров. "Пришлось начать с начала, - вспоминал в книге "Моя жизнь в искусстве", - учить дикого относительно искусства зрителя сидеть тихо, не разговаривать, садиться вовремя, не курить, не грызть орехов, снимать шляпы, не приносить пищу и не потреблять ее в зрительном зале". Театр плохо отапливался - Станиславский требовал довести температуру в помещении хотя бы до +12°С. Из-за нехватки средств его жена Мария Лилина собственноручно шьет и чинит сценические наряды, помогает мастерить реманент.

1928 - на юбилейном вечере МХАТа у режиссера случился тяжелый инфаркт. После восстановления в театр не возвращается. Сосредоточивается на теоретических исследованиях - продолжает разрабатывать систему актерского творчества. Пишет книгу "Робота актера над собой". Ее напечатают в 1938-м, после смерти автора. Репетиции проводит дома.

1938, 7 августа - умер в своей квартире. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Сейчас вы читаете новость «Константин Станиславский убегал от жены и детей в театр». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть