Ексклюзивы
четверг, 20 сентября 2007 17:57

Крушельницкая сделала карьеру без покровителей

  Соломия Крушельницкая впервые собиралась замуж совсем юной. Но потом попросила отца отменить свадьбу. У нее были десятки поклонников, которым она отказала. В конечном итоге певица вышла замуж на 38-ом году жизни за итальянского адвоката Чезаре Риччени
Соломия Крушельницкая впервые собиралась замуж совсем юной. Но потом попросила отца отменить свадьбу. У нее были десятки поклонников, которым она отказала. В конечном итоге певица вышла замуж на 38-ом году жизни за итальянского адвоката Чезаре Риччени

Мировая пресса писала, что ее голос — самый красивый из тех, что когда-либо слышали люди. Она входила в пятерку самых знаменитых певцов своего времени и была среди них единственной женщиной. При этом — редкой женщиной, которая в певческой карьере достигла всего сама, без чьего-либо покровительства.

Чтобы оценить это, стоит вспомнить обстоятельства того времени.

Когда Соломии Крушельницкий было шесть лет, в Галичине гремел скандальный процесс над Иваном Франко и Михаилом Павликом, проповедовавшими свободную любовь и равенство женщины с мужчиной. Судья спросил Павлика, женат ли он. "Нет", — сказал тот. "Так что вы можете об этом знать?!" — сказал судья, и двух первых галицких феминистов запроторили в тюрьму.

Следовательно, на ее родине даже мужчине запрещался феминизм.

Когда Соломия выросла и уже училась в Италии, именно Павлик был ее духовным наставником. Он посылал лучшие книги и учил служить Украине. Убежденный холостяк, старше Соломии на двадцать лет, он, говорят, был тайно влюблен в нее. Она уважала Павлика, но верховенства не терпела от ни одного мужчины. Рожденная в ХІХ веке, даже автомобилем управляла сама.

Впрочем, у нее таки был один мужчина-покровитель. Ее отец — отец Амвросий. Он был странным для своего времени священником: поощрял дочку к музыке и пению. Даже решился на то, на что в его положении и окружении немногие бы осмелились. Уже был назначен день свадьбы юной Соломии с семинаристом — и отец, по ее просьбе, отменил свадьбу, потому что дочка хотела учиться. Он нашел средства на то, чтобы она училась во Львове, а позже в Италии.

В ее жизни драматично столкнулись вещи, между которыми приходилось выбирать: искусство и родина, музыка и любовь. И это всегда был нелегкий выбор. Скажем, любовь: в том обществе она считалась привилегией только бедных людей. Один тогдашний литературный персонаж, старый галицкий еврей, узнав, что его дочка влюбилась, воскликнул: "Что? В моем доме — любовь?! Как у музыкантов?!!" Дело в том, что музыканты были среди евреев самыми бедными. И не только среди них, и не только музыканты! Тогда же Леся Украинка писала все тому же Павлику, что ей иногда хочется стать капиталисткой. Потому что когда принадлежишь к народу, в котором все художники, — бедные, то приходится или менять работу, или менять народ.

Эту проблему Соломия решила: избрала культуру, где талант ценили высоко. Говорила: "Я итальянская певица — по природе способностей, по методу, по выбору, по восхищению". Но потом обязательно: "Я родом с галицкого Подолья".

У нее не было нужды "менять народ". Она считала, что ее пение уравнивает украинцев с другими народами мира. Труднее было уладить конфликт между музыкой и любовью. Категоричный Павлик писал ей: чтобы рожать детей — есть миллионы украинок, а в музыке Соломия Крушельницкая — одна.

Соломия запела посреди двора — чтобы разбудить родню

Что она одна — знал не только он. В итальянском музыкальном мире ее называли Меа. А полностью — Solo-Mea — это звучало многозначительно, ведь соло — это музыкальная партия, которая, скажем, в целом оркестре не дублируется никаким другим инструментом.

Она хотела любить и говорила, что без этого для нее в искусстве нет равновесия. Но ради того же искусства — отказывала всем поклонникам. Крушельницкая была изумительно красивой женщиной. Поэтому поклонников, поговаривают, было множество. Якобы, не один стрелялся от отчаяния. Павлик так и остался холостяком. К ней в Милан ездил земляк из Галичины, известный общественный деятель, депутат сейма Теофил Окуневский — просить руки и сердца. Безуспешно. И Шухевич, известный адвокат, ездил. Другой земляк, Иван Билинский, врач короля Египта, тоже был, и тоже безуспешно. Билинский потом лечил в Египте Лесю Украинка и стал меценатом.

Следовательно, Крушельницкая взошла на вершину без покровителей. А дальше уже они сами искали ее покровительства. Самый известный случай — с оперой Джакомо Пуччини "Мадам Баттерфляй". В феврале 1904 года эта опера с треском провалилась в театре Ла Скала в Милане. Пуччини был в отчаянии. Говорят, даже хотел бросить писать музыку. И тут судьба послала ему Крушельницкую. Они работали три месяца и все это время она не снимала костюма Чио-Чио-сан. В конце мая того же года опера "Мадам Баттерфляй" стала, благодаря Соломии, триумфально знаменитой. Это и до сих пор считается чудом в музыкальном мире.

Но разве только Пуччини остался благодарен ей? Великий Артуро Тосканини, которого называли дирижером всех времен и народов, писал ей вдогонку, что театр без нее лишен поэзии. За Соломию Крушельницкую соревновались не только мужчины, но и ведущие оперные театры мира. Даже целые страны ревностно спорили, кому из них принадлежит Соломия. Украинцы гордились — как своей, поляки ревновали — почему она мало поет на польском? А певица к этой ревности относилась спокойно. Могла себе это позволить, потому что, кроме родного, знала еще шесть европейских языков — могла петь, на каком хотела.

Замуж она вышла все-таки по любви. Говорят, что это было так.

Как-то Крушельницкая должна была выступать в Неаполе. А именно  тогда проснулся вулкан Везувий. Воздух в городе стал вреден для ее горла, и врачи запретили петь. Театр понес убытки, и на Соломию подали в суд. Благодаря адвокату Чезаре Риччени она выиграла процесс. Через несколько лет они с Чезаре женились — в Аргентине. Эта страна боготворила артистку. Когда аргентинцы праздновали 100-летие независимости, именно ее пригласили петь национальный гимн.

Замужество для Соломии не было поиском крыши над головой или чего-то подобного. Даже виллу в Виареджо — родном городе мужа, она за несколько лет до бракосочетания купила сама. Где они и жили счастливо. Там сейчас музей.

Чезаре был старше ее всего на 4 года. Умер рано, в 1938-м. Позже Саломея рассказывала, что это был единственный мужчина, которого она любила. Детей у них не было. После смерти Чезаре Италия стала для Крушельницкой пустой. Летом 1939 года она получила визу и поехала в гости на родину.

Этоо было красивое возвращение: Соломия приехала утром. Все еще спали. Она запела посреди двора — чтобы их разбудить.

Гостевание дома казалось счастливым, но закончилось лето и началась Вторая мировая война. В том хаосе было непросто вернуться в Италию. Вскоре во Львов вошла Красная Армия. А зимой 1940-го Соломия сломала ногу, и переезд еще более осложнился. Потом пришли немцы, потом снова красные.

Ее пригласили преподавать во Львовской консерватории. Сохранилась приметная характеристика Крушельницкой, написанная парторгом консерватории 16 апреля 1948 года. Там сказано: "Бывшая знаменитость... бывшая оперная певица, бывшая итальянская подданная. Имеет недвижимость в Италии. Во время войны оставалась в г. Львове и нигде не работала. Политические взляды неясны. В общественной жизни консерватории никакого участия не принимает. Как педагог, потеряла необходимый для вузовского преподавателя уровень. Как воспитатель — аполитична. Желателен перевод на пенсию".

На пенсию Крушельницкую не отправили, но демонстративно не спешили признавать: великая певица не была ни народной, ни даже заслуженной артисткой Украины, а только "заслуженным деятелем искусств".

На ее могиле, на Лычаковском кладбище во Львове — юный мраморный Орфей с лирой. Как известно, мифическому музыканту Орфею нельзя было оглядываться назад, на то, что он любил. А Орфей все-таки оглянулся.

1872, 23 сентября — Соломия Крушельницкая родилась в Билявинцах на Тернопольщине. Впоследствии семья переехала в село Билла. Отец, греко-католический священник отец Амвросий, имел двух синовей и шесть дочерей
1893 — окончила Львовскую консерваторию
1893–1896 — училась в Милане (Италия) и Вене (Австрия)
1896 — начало оперной карьеры (1897 — Одесса, 1898–1902 — Варшава, 1902–1903 — Петербург, Париж, 1904–1905 — Рим, неоднократно — Милан). Карьеру завершила, когда ей было немного за сорок. Потом выступала только в концертах
1903 — после смерти отца купила для братьев и сестер дом во Львове, ул. Крашевского (в настоящее время ее имени)
1910 — вышла замуж за Чезаре Риччени. Супруги поселились в Италии, в местечке Виареджо, где Чезаре перед тем дважды избирали мэром
1939 — поселилась во Львове, на улице Крашевского, в вышеупомянутом доме, который впоследствии реквизировала советская власть; певице оставили четыре комнаты, где в настоящее время ее музей
1948 — получила советское гражданство. Ее виллу в Виареджо между тем без ее ведома продали советские адвокаты
1949 — последний концерт Крушельницкой во Львове
1951 — присвоено звание "Заслуженный деятель искусств УССР"
1952 — получила звание профессора Львовской консерватории, 16 ноября умерла от рака горла
Похоронена на Лычаковском кладбище во Львове

Сейчас вы читаете новость «Крушельницкая сделала карьеру без покровителей». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть