Ексклюзивы
пятница, 12 июля 2013 00:35

"На Десятуху уже дозреет каждая десятая ягода в лесу"

 

- В этом году 12 июля празднуем не только Петра и Павла, но и Десятую пятницу от Пасхи. Говорят, в этот день не надо работать, чтобы гром и молния беды не натворили. Потому что много есть повествований, что у того, кто в этот день работал, или хату гром зажег, или ниву, или сено, или убил скот или кого-то в семье, - рассказывает 53-летняя Ольга Бакота из села Фитьков Надворнянского района Ивано-Франковщины. - На этот праздник плетут громовые веночки из таких мелких, желтеньких цветочков, которые растут на камнях, возле рек, - бессмертников. Те веночки в церкви на Десятую пятницу святим и кладем под образа, чтобы от грома уберечься.

На Полесье Десятую пятницу отмечали иначе.

- У нас праздник называют Десятуха. Говорят, что на Десятуху уже дозреет каждая десятая ягода в лесу. Начинают массово собирать чернику и малину, - рассказывает 79-летняя Ульяна Кот из села Круповое Дубровицкого района Ривненской обл.

В лес за ягодами шли всей семьей или большой группой - соседи, подруги. Когда первый раз в году шли за ягодами, умывались ключевой водой, надевали чистую рубашку и завязывали новые платки. На пороге хаты читали "Отче наш", а выйдя со двора - заклинание: "Господи, приступи, помощь принеси и спор покажи".

- Чтобы змеев не встретить, чтобы они не укусили, когда входишь в лес, друг друга спутницы спрашивали: "Когда у нас было Благовещение?" - "В воскресенье этого года, собирай ягоды, молодая", - вспоминает Ульяна Кот. - Или сама себе скажешь, если сама идешь, а сказать надо обязательно.

В народном календаре Благовещение - 7 апреля - празднуют как змеиный день, когда они впервые выходят на поверхность земли. Вспомнить Благовещение - почтить змей и оберег от них в то же время.

Чтобы во время сбора ягод не увидеть змей, ужей, "всего нечистого", переворачивали на обратную сторону передник или платок. Советовали также брать с собой в лес посвященный на Пасху и высушенный хрен. Его считали оберегом от "всего плохого". Если встретишь в лесу змею или ужа, следует поднять юбку и повернуться к ним голым задом. Потому что еще с дохристианских времен голое тело наделялось магической способностью отпугивать враждебные человеку силы.

Если же ненароком во время сбора ягод рукой зацепил змею или наступил на нее и она укусила, то рану надо быстро промыть, туго перевязать и сказать заклинание:

- На море, на Лукоморье стоит дуб разложистый. На том дубе царица Ярица. Будь же ты милосердна, посылай ты три сестры - Марию-Полумарию, Анну-Полуанну, Лукерью-Полулукерью - пусть вынут зуб от гадины рябой, от полевой, от травяной, от желтобрюхой, от домашней.

Сбор ягод начинали со словами:

- Господняя Божья Мать, помоги мне ягодок набрать. Од ягодки к ягодке, да будет пригоршня, от пригоршни к пригоршне, да будет набирушечка или ведерко.

- Набирушечка, или наборок, - это такая корзинка маленькая, плетеная из соснового шпона, - объясняет Ульяна Кот. - Ее к поясу привязывали. Когда полный наборок насобираешь, высыпаешь в ведро.

Собирали ягоды и в глиняные крынки "гладушки". Позже начали собирать в литровые и трехлитровые банки, сегодня - в разнообразную пластиковую тару.

Первую найденную ягоду надо было съесть, приговаривая:

- Новая-новинка, чтобы не болел ни живот, ни голова, ни спинка.

Посвященный на Пасху и высушенный хрен считали оберегом от "всего плохого"

Первую горсть собранных в сезоне ягод клали на пень, чтобы они "велись", "плодились", "чтобы Бог родил дальше и больше было ягодок". Это - пожертвование природе и плата за то, что люди пользуются ее милостью и дарами.

Единственным приспособлением для сбора ягод является гребенка или гребушка - большой совок с зубцами. Ею собирают только чернику. Все остальные ягоды берут руками.

Ульяна Кот вспоминает, что "при Польше" - то есть в межвоенные годы - лесники строго следили, чтобы в лесу женщины-ягодницы ими не пользовались. Ведь гребенкой выгребаются и спелые, и недозрелые ягоды, уничтожается ягодник.

Были свои правила поведения в лесу, которые строго соблюдали: запрещалось бегать, поднимать шум, ругаться, курить и выпивать - "тогда ягоды тебе не пойдут".

- А петь пели. По дороге, когда шли, то всякие разные пели песни. А в лесу, только специальные, как говорили, ягодные песни, - вспоминает Ульяна Кот.

Такую старинную песню в 2002-ом спела тогда 76-летняя Зинаида Козак из села Черче Камень-Каширского района на Волыни:

Оставайтеся, всі ягодки з листом.

Ой бо ми йдемо додому з користю.

А тобі, бору, зіллячко, коріннячко,

А нам, молодим, дай Біг на здоров'ячко.

А тобі, бору, ягодки родити,

А нам, молодим, по ягодки ходити.

Ой ховайтеся, ягодки,

попід листю,

Бо ідемо додомоньку з користю.

Под конец дня женщины-ягодницы благодарили лес и просили, чтобы Господь дал силы донести ягоды домой:

Спасибі цьому лісу, спасибі Богу,

що нам вислав таку допомогу.

Коротай, Боже, доріжку

Да на комарову ніжку.

В конце сезона сбора черники "заламывали осину": деревце пригибали к земле и больше за "черными ягодами" в лес не ходили.

Женам запрещали работать в пятницу

Праздник Десятой пятницы берет истоки с языческого почитания этого дня. Это был день женский, святой, свободный от любой работы. Такой традиции придерживались даже священнослужители - запрещали женам работать в пятницу. Церковные авторитеты на протяжении XVI - XVII в. несколько раз выступали с гневными запретами этого празднования. Во время посещения Украины в 1589 году Константинопольский патриарх Иеремия отлучал от церкви тех, кто праздновал пятницу, а работал в воскресенье. В следующем году собор иерархов Киевской митрополии рекомендовал своим верным "пяток поститься и работать весь день, а воскресенье празднуя святить".

Через 30 лет, в 1620-ом, Иерусалимский патриарх Теофан во время пребывания в Киеве говорил: "Обычай в праздновании некоего праздника десятой пятницы - изметаем и праздновать его не повелеваем". Тогда на Десятую пятницу от Пасхи назначали заимствованный в Западной церкви праздник Страсти Марии - Сострадания Пресвятой Богородице. В начале XVIII в. русский синод запретил старое украинское церковное празднование Десятой пятницы.

Греко-католики сегодня в десятую пятницу после Пасхи празднуют Праздник Святейшего Сердца Христова, а на следующий день - Сострадание Пресвятой Богородице.

За сбор в лесу ягод и грибов крестьянин дополнительно отрабатывал четыре дня барщины

Если собирали ягоды для продажи на базаре, то для удачного торга нужно было несколько стаканов ягод раздать стареньким соседям, у которых уже нет сил ходить за черникой.

- Черники у нас много есть и сегодня ее собирают полным ходом, потому что людям ягоды - всегда помощь. И сушили, и варили, и продавали. Вот сегодня сдают по 11 гривен за килограмм, а в прошлом году было и по 19, а когда уже сезон заканчивается, то и по 25 будет, - говорит 79-летняя Ульяна Кот из села Крупове Дубровицького р-ну Ровенской обл. - А при Польше мои родители покупали в лесничестве специальные билеты на ягоды на сезон.

Ограничение на сбор лесных ягод, грибов, желудей ввели в средневековые времена. За пользование лесом крестьяне платили его владельцу дань. Литовский устав 1529 года позволял задерживать крестьян в лесу и забирать все, что они насобирали без разрешения. В конце ХVIII в. крестьяне отбывали дополнительно четыре дня барщины на год за сбор в лесу ягод и грибов. На Полесье платили натуральный оброк - отдавали четверть собранных ягод. После отмены крепостного права крестьяне получили в собственность часть леса и право собирать там ягоды, грибы, хворост. Тот, кто не имел собственного леса, должен был выкупить себе разрешительный билет на сбор ягод на сезон.

Сейчас вы читаете новость «"На Десятуху уже дозреет каждая десятая ягода в лесу"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть