Ексклюзивы
четверг, 25 октября 2012 17:59

"Нужно убегать. Я видел приказ о вашем расстреле"

Автор: фото с сайта www.premierauctionsonline.com
 

Четвертый год подряд авиаконструктор Игорь Сикорский живет в Нью-Йорке. После окончания Первой мировой войны прекратили заказывать производство самолетов. На создание новой машины никто не хотел давать денег. Чтобы не умереть от голода, конструктор первых больших пассажирских самолетов преподавал математику, физику и астрономию в вечерней школе.

О возвращении на родину даже не думал — там хозяйствовали большевики. Сикорский помнил, как в начале 1918-го к нему домой в Петрограде ночью пришел коллега, который сотрудничал с новой властью, и предупредил:

— Ситуация крайне опасна. Вам нужно убегать. Я видел приказ о вашем расстреле.

Это были времена "красного террора", когда невинных людей расстреливали на месте, бессудно.

— Его знал весь Петроград, многие смотрели на него, как на героя, — вспоминал сын конструктора Игорь. — Сам царь Николай ІІ приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как он летает.

Игорь Сикорский перед Первой мировой совершенствовал свой последний четырехмоторный гидросамолет "Илья Муромец". Но из-за начала войны, а после большевистского переворота ни одну из машин новой конструкции не достроили. Производство лихорадили митинги и забастовки. Солдаты на фронте учиняли самосуды над офицерами, а работающие в тылу — над инженерами.

В марте 1918-го Сикорский оставил молодую жену и новорожденную дочь Татьяну с родными в Киеве и отправился в Париж. Французы предложили ему контракт на проектирование более мощного "Муромца". Конструктор работал над этим проектом почти год. Но в ноябре война закончилась, и французское правительство прекратило финансировать военные заказы. Игорь Сикорский прожил в Париже еще несколько месяцев и в начале 1919-го эмигрировал в США.

Он не оставлял надежду продолжить свое дело. В 1923-м собрал компанию эмигрантов — инженеров, рабочих и летчиков. Они арендовали курятник на птицеферме на острове Лонг-Айленд и начали конструировать первый двухмоторный самолет С-29А. Буква "A" означала "создан в Америке". На материалы сдавали, кто сколько мог — от $5 до $100. Что-то находили на свалке металлолома. Самолет на изношенных двигателях не поднимался в воздух. Фирме угрожал крах. Но в один осенний день к Сикорскому пришел российский композитор и пианист Сергей Рахманинов, тоже эмигрант.

— Я верю в вас и ваш самолет и хочу помочь, — сказал он и протянул Сикорскому чек на $5 тыс. — $100 тыс. на нынешние деньги. — Вернете, когда сможете.

Ради рекламы Рахманинов согласился стать вице-президентом новой авиаконструкторской компании, учрежденной Сикорским. Вместо курятника конструктор смог теперь арендовать ангары и достроить свой самолет. В 1924-м он успешно поднялся в воздух. Чтобы заработать на создание новой машины, Сикорский начал возить на С-29А коммерческие грузы. Первым заказом был перевоз двух роялей.

Конструктор перевез в США двух сестер и дочь. Жена эмигрировать отказалась. И в том году Сикорский вступил в брак во второй раз с Елизаветой Семеновой, дочерью русского солдата-пограничника. У супругов родилось четыре сына — Сергей, Николай, Игорь и Георгий.

Двухмоторный биплан Сикорского стал самым большим в Америке и практически лучшим в своем классе. Однако рынок легкой авиации в США был переполнен. Чтобы обойти конкурентов, в конце 1920-х Сикорский строит самолеты-"амфибии", которые могли взлетать как из твердой поверхности, так и из воды. Для своего времени самолеты имели рекордную дальность полета. Они летали из США на Филиппины, в Гонконг. "Двухмоторная 10-местная амфибия С-38 сделала переворот в авиации, — писали американские газеты. — Теперь на ней можно приземляться там, куда раньше могли заплыть лишь лодка охотников и индийские пироги".

Посыпались заказы. Теперь об Игоре Сикорском узнали и в Америке. Когда в конце 1930-х спрос на гидросамолеты спал, конструктор начал работать над проектом вертолета. Идея создания новой машины возникла у него в студенческие годы, но первые эксперименты были неудачными. Свой вес — 180 кг — вертолет поднимать мог, но с пилотом не взлетал. После двух лет испытаний Сикорский создал удачный двухместный вертолет С-47. Он стал единственным вертолетом страны антигитлеровской коалиции, который применяли на фронтах Второй мировой войны.

Акция компании Сикорского резко пошла вверх. В 1955-м он переносит производство вертолетов в город Стратфорд в штате Коннектикут, где строит фабрику. Последней работой Игоря Сикорского стал С-58, который считают лучшим вертолетом в истории авиации. В 1958-м, когда серийное производство этого вертолета достигло своего пика — 400 машин в год, 69-летний Сикорский вышел на пенсию. За собой оставил лишь должность инженера-консультанта. Ежедневно он подъезжал к заводу на "фольксвагене". Никогда не оставлял машину перед парадным входом на местах для начальства. Всегда парковался возле авто, которые принадлежали простым рабочим и служащим.

— У его были манеры человека из Старого Мира, — вспоминал его коллега. — Во время знакомства он цокал каблуками и кланялся. А если это была женщина, целовал руку.

Уходя из офиса, он всегда пожимал руку секретарше и говорил:

— Благодарю, Катенька, вы мне очень помогли.

На склоне лет Сикорский увлекся историей христианства и даже написал несколько богословских трактатов. Помог построить в Стратфорде православную церковь Святого Николая. Любил путешествовать, наблюдать за вулканами и звездами. В последние годы жизни конструктор жаловался на плохое зрение. Как-то в 1970-м, вернувшись домой из обсерватории, он грустно сказал:

— Я больше не вижу звезд.

26 октября 1972-го Игорь Сикорский умер в своем доме. Ему было 83.

На вертолетах Сикорского летают президенты США

"Главная функция вертолета — спасение много тысяч жизней", — любил повторять Игорь Сикорский.

Первые свои вертолеты конструктор испытывал сам. Летал в обычной одежде. На нем было теплое пальто, спортивная обувь и мягкая фетровая шляпа, которую он называл "счастливым амулетом и защитным шлемом".

В годы Второй мировой войны вертолеты Сикорского выполняли вспомогательную и спасательную функции. В боевых действиях их применяли во время войны США во Вьетнаме. В 1967-м вертолет Сикорского С-61 впервые перелетел через Атлантику, в 1970-м С-65 пересек Тихий океан.

Сейчас фирма "Сикорский" является одной из лучших в создании вертолетов. Президенты Соединенных Штатов летают на ее вертолетах почти полвека.

Сегодня существует специальная премия Сикорского, которой награждают героев-спасателей.

 

1889, 25 мая — Игорь Сикорский родился в Киеве по ул. Большой Подвальной, 15 (теперь Ярославов Вал) в семье психиатра Ивана Сикорского

1908-1911 — учится на факультете механики Киевского политехнического института. Увлекается авиацией. Проектирует несколько самолетов-бипланов

1912 — стал главным инженером военно-морской авиации и главным конструктором "Руссо-Балта". Строит четырехмоторный гигант-самолет "Русский витязь", который стал прообразом будущих пассажирских авиалайнеров, тяжелых бомбардировщиков и транспортных самолетов

1913 — строит самый большой в те времена гидросамолет "Илья Муромец". В Первую мировую войну его использовали в качестве тяжелого бомбардировщика и далекого разведчика

1939 — создает первый вертолет

1955 — Институт инженеров-механиков Великобритании наградил Игоря Сикорского международной медалью Джеймса Ватта. А в 1963-м Американское общество инженеров-механиков своей высшей научной наградой — Медалью АСme

1972, 26 октября — умер в Стратфорде, похоронен на кладбище Святого Ивана Крестителя

В США Игоря Сикорского считают своим гением. Дочь авиаконструктора Татьяна стала профессором социологии в университете. Старший сын Сергей продолжил дело отца и занял в его компании должность вице-президента. Георгий стал математиком, Николай — скрипачом, а Игорь — адвокатом

 

Сейчас вы читаете новость «"Нужно убегать. Я видел приказ о вашем расстреле" ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть