"Большое впечатление во Львове оставило то, как один из актеров открыл гробы с человеческими скелетами - при перестройке костела в театр забыто устранить из подземелья давних покойников", - пишет Иван Крипякевич в книге "Исторические проходы по Львову", выданной в 1932 году. Повествует о театре Войцеха Богуславского (1757-1829), который действовал в городе в конце ХVІІІ ст.
Богуславского называют "отцом польского театра". В 23 года он дебютировал на сцене во Львове. Впоследствии возглавил театр в Варшаве.
В 1794-ом Европу охватили войны. Многие актеры пошли в армию. Театр не мог давать представления. Богуславский переехал к семье, которая жила возле Кракова. После нескольких месяцев отдыха получил письмо от своих актеров. Оказалось, что основа его труппы осела во Львове. "Будем рады вас здесь видеть", - написали ему. Художник взялся паковать чемоданы и искать транспорт. Наполнил костюмами, инвентарем и книгами несколько бричек.
Краков тогда принадлежал Пруссии, а Львов - Австрии. Нужно было пересечь границу. Таможенники обратили внимание на бутафорские ружья в чемоданах Богуславского. Весь реквизит конфисковали.
Режиссер прибыл во Львов в январе 1795-го. Город бурлил - происходил традиционный зимний карнавал. Богуславский взялся организовывать новую театральную труппу.
За 22 года до этого австрийский император Иосиф II распорядился закрыть большинство монастырей. В их помещениях располагали военные части, учебные заведения и другие учреждения.
Театр обустроили в здании, которое до недавнего времени принадлежало монахам-францисканцам. Сцену сделали там, где был алтарь, не хватало места за кулисами. Не было и гардероба. Актеры должны были переодеваться дома и на представление ехать в закрытой подводе.
Директором заведения на то время был венгр Генрик Булла. Представления проходили на немецком языке. Это нравилось местной власти, но не привлекало зрителей. Появление конкурента для Буллы было нежелательным. Он едва согласился предоставить помещение для показа 40 спектаклей. Арендная плата - треть от прибыли. Вскоре во Львов привезли задержанный на границе груз Богуславского - и закипела работа.
Время для польских представлений Булла назначил очень неудачное - в понедельник вечером. Несмотря на это залы почти всегда были полны. Уже через год директор сам предложил Богуславскому возглавить польский и немецкий театры. Оставил за собой лишь должность художественного руководителя немецкой труппы.
Чтобы не тесниться в старом костеле, Богуславский строит летний театр. Приглашает во Львов итальянского архитектора Иноченто Мараино, который перед этим реконструировал театр в Варшаве. Строительство длится шесть недель. Посмотреть на работы каждый вечер собираются тысячи львовян. Настоящим зрелищем стало установление просцениума - передней части сцены. Этот процесс умышленно назначили на вечерний час.
В июне 1896 года амфитеатр был открыт. Мог вместить 3 тыс. зрителей.
После этого взялись за возобновление старинного здания театра. Истории о том, что в его глубинах есть старые захоронения, режиссер слышал не раз. Их боялись все участники труппы. Особенно суфлер, который должен был работать под сценой. Мастера сняли пол и выявили подвал, а в нем - несколько десятков гробов. Наибольшее впечатление на Богуславского произвело полуистлевшее тело шестилетней девочки в белой рубашке и розмариновом веночке.
Гробы перевезли на кладбище. В костеле иезуитов отслужили службу за упокой. 1 ноября 1797 года отремонтированный театр заработал. Ложи вмещали более 600 зрителей. Премьерным представлением стал "Гамлет" Шекспира. Перевод произведения на польский сделал сам Богуславский. Правда, не с оригинала, а с немецкого варианта. Он же исполнял главную роль.
Но многие львовяне перестали ходить в театр.
- Никогда не смогу позволить себе смеяться и развлекаться там, где недавно слушала Божьи службы и на коленях молилась Творцу, - объясняла Богуславскому какая-то госпожа Косаковская.
Театр графа Скарбека перед открытием засыпали брусчаткой
"Театр был похож на овин. Здание кишело крысами. Во время концерта я видел десятки этих грызунов в зале. После выступления приятель моего отца дал мне маленький пистолет, и на следующее утро я отправился в театр охотиться на крыс", - вспоминает свое выступление во Львове пианист Теодор Лешетицкий. Играл в 1839-ом в здании бывшего костела францисканцев.
Через три года театр перебрался в новое помещение. На его строительстве работали тысячи крестьян из имений графа Станислава Скарбека. Чтобы фундамент был стойким, в болотистую почву забили десятки тысяч дубовых свай. Новое здание стало наибольшим в городе. Ложи вмещали 1460 зрителей - на то время это был третий по размерам театр Европы. Чтобы проверить галереи на прочность, перед открытием их засыпали несколькими тоннами мостовой. Театральные представления играли в доме Скарбека до 1900 года. Потом здесь были филармония, кинотеатр и другие учреждения. С 1944-го в помещении показывает представления театр им. Марии Заньковецкой.
В октябре 1900 года начал работу новый Городской театр. Львовские газеты писали: "Фронтон нового дома не эстетичен из-за перенасыщения деталями и украшениями, купол будто прижимает своим весом сооружение к земле, строение складывает впечатление перекошенного". Но со временем претензии забылись. Сейчас в здании расположен театр оперы и балета им. Саломеи Крушельницкой.
Одним из самых популярных в городе был еврейский театр "Колизей" на современной ул. Кулиша. Сейчас от него остались руины. Украинская труппа не имела постоянного помещения для представлений. Проект украинского театра "Русская беседа" на нынешней площади Маркиана Шашкевича не удалось воплотить из-за начала Первой мировой войны.
Комментарии