пятница, 04 апреля 2014 12:50

"Чижевский всегда оставался загадкой для тех, кто с ним встречался" - 120 лет со дня рождения выдающегося украинца

"Чижевский всегда оставался загадкой для тех, кто с ним встречался" - 120 лет со дня рождения выдающегося украинца

4 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Дмитрия Чижевского (1894-1977). Оригинальный мыслитель, философ, исследователь духовной истории славян, он был неординарной личностью, вызывавшей разного рода споры еще при его жизни. О выдающемся ученом рассказывает кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии имени Г.С. Сковороды, научный сотрудник УВАН в США, Ирина Валявко, исследователь научного и архивного наследия Дмитрия Чижевского.

Каким человеком был Дмитрий Чижевский?

Он прежде всего был ученым и наука была его смыслом жизни. Благодаря этому мы сейчас имеем такое ​​мощное научное наследие Чижевского - более 1000 работ, среди которых есть и много фундаментальных монографий по истории философии, славистики, литературоведения и т.п. Но как человек талантливый и неординарный он имел довольно сложный характер и работать и общаться с ним было нелегко. Вот как об этом вспоминают его ученики и коллеги. "Характер Чижевского был невероятно противоречивым. С одной стороны - отзывчивость и определенная хрупкость души. С другой - упрямство, нетерпимость и вспыльчивости. Недоверчивость, детские страхи и наряду с этим - полное бесстрашие, с которым он шел своим особым путем, и спокойная уверенность в своем значении ученого, достигшего немалых высот и имющего неповторимую манеру мышления", - вспоминает Ольга Давыдова-Фогельзанг. А Вольфганг Буш в эссе "Шесть лет в Гейдельберге с Дмитрием Чижевского" ​​пишет: "Безусловно, его характер был тяжелым, его поведение с сотрудниками - часто несправедливым, однако вместе с тем он достаточно лояльно относился к возражениям, даже тогда, когда коллеги-специалисты негативно оценивали его публикации". Его коллега Ханс-Юрген цум Винкель признавался в мемуарах: "Я встретил его немного неуклюжим, с норовом, не без зависимости от настроения и своего холерического темперамента и отсюда - труднопредсказуемым. При всем своем внешнем спокойствии он был раним, лишен всяких иллюзий и, вероятно, даже озлоблен. За свою жизнь он претерпел немало поражений, кого-нибудь другого давно бы уже заставивших сдаться, он же не сдавался никогда. Он был бойцом, умевшим принимать, а если необходимо, то и раздавать удары. По своей сути он был человеком добросердечным, с железной волей и неиссякаемой энергией, подчинявшим все одной цели: получению новых знаний, поиску". Дитрих Герхардт был убежден: "В основе своей сущности Чижевский всегда оставался загадкой для тех, кто с ним встречался".

Чем Чижевский отличался как педагог?

- Чижевский уделял много внимания своим ученикам и пытался дать им глубокое знание. Однако будучи сам человеком многогранным, с нестандартным мышлением и энциклопедическими знаниями, он также ценил неординарность и в других. Его ученик Вольфганг Буш писал: "На профессиональном поприще он питал отвращение ко всему нормальному, что казалось ему мещанским и мелкобуржуазным. Если студент давал понять, что его профессиональной целью является достичь высокооплачиваемой должности "штудиенрата" (учителя. - "ГПУ"), он прогонял его прочь. И наоборот, его постоянно привлекали люди, которые чем-то отклонялись от нормы. Понятие "психопат" было для него чем-то положительным и привлекательным". Чижевского всегда привлекали личности, которые могли нарушать устоявшиеся нормы и каноны. Кроме того, ученый обладал уникальной памятью и мог цитировать целыми страницами разные произведения, причем не только современные, но и труды прошлых веков. Его ученики рассказывают, что когда шли в библиотеку, он с ходу говорил название и автора произведения, и страницы, которые нужно прочитать. В кругах немецких славистов его называли Полигистор. Быть полигистором означало в его случае - игнорировать границы дисциплин, делать неожиданные прорывы в отдаленные области познания, соединять элементы знания из разных исторических и культурных контекстов. Казалось, он не только прокладывает путь в неизвестные сферы, но и уже известное представляет в новом свете и переосмысливает его.

Как относились к Дмитрию Чижевскому в Украине и какое положение он занимал в украинской диаспоре?

Хотя Чижевский еще при жизни получил в западном научном мире признание и популярность как выдающийся славист и ученый с мировым именем, в советской Украине он принадлежал к кругу запрещенных авторов. Его труды хранились в спецхранах и были недоступны рядовому читателю или даже ученому. И только после получения независимости имя и труды ученого вернулись на Родину. Что касается украинской диаспоры, то и там отношения складывались совсем не просто. Чижевский по национальности был украинцем и никогда этого не скрывал, указывая это и в анкетах. Однако первым языком и культурой, которую он воспринял, был русский, поскольку его семья была русскоязычной, украинскии языком он овладел позже почти самостоятельно. Однако в течение своей жизни он постоянно так или иначе находился в контексте украинской культуры и много сделал для ее развития и восприятия за рубежом.

Его вклад в украинистику весомый и инновационный, а диапазон тематики достаточно широкий и разноплановый: от исследования и анализа литературных и культурных явлений Киевской Руси до рассмотрения украинской интеллектуальной жизни XIX в. Чижевскому принадлежат первые обобщающие труды по истории украинской философии (благодаря которым он признан основателем историко - философского украиноведения) и блестящая монография по истории украинской литературы, где отечественная литература рассматривается в контексте мировой. Он также один из первых отметил весомую роль барокко для украинской культуры в целом, а его труды о Григории Сковороде и Николае Гоголя до сих пор остаются одними из лучших. Учитывая вклад Чижевского в отечественную культуру, он безусловно принадлежит к славной когорте выдающихся украинских ученых XX века. Однако он никогда не замыкался только на украинской тематике, исследуя и русскую, чешскую, словацкую и немецкую духовную историю. Некоторые из представителей украинской диаспоры обвиняли его в космополитизме, толерантности к русским, недостатке патриотизма.

Политика тоже сыграла злую шутку с восприятием выдающегося ученого?

Да, в 1918 году он входил в Центральную Раду и проголосовал тогда против Четвертого универсала, который провозглашал независимость Украинской Народной Республики. Этому есть определенное объяснение: на тот момент он был членом партии меньшевиков, которые были против независимости Украины. Кроме того Чижевский как человек, который сформировался во времена Российской империи, к такому решению еще не был готов. Он болел за украинский язык и культуру, хотел перемен, но его позиция в то время не шла дальше федерализма. Хотя позже он изменил свое мнение и отношение к этому вопросу, часть украинской диаспоры так и не смогла простить ему того голосования. Кроме того, научно-педагогическая карьера Чижевского началась в Праге именно в украинских высших учебных заведениях, где он получил свои первые научные должности и защитил докторскую диссертацию. В послевоенные годы он также принимал активное участие в жизни диаспоры, был одним из основателей Украинской Свободной Академии наук, преподавал в Украинском Свободном Университете и Украинской Богословской Академии, однако несмотря на это часть украинце были несколько оппозиционно настроены против него. Ввокруг Чижевского сложилась парадоксальная ситуация, достигшая апогея в 1950-х - середине 1960-х годов: одна часть украинской диаспоры признавала научные достижения Чижевского и видела в нем выдающегося украинского ученого, который много сделал для украинской культуры.

Среди украинских интеллектуалов, с которыми Чижевский поддерживал теплые дружеские отношения на протяжении всей жизни, были: Ю.Бойко-Блохин, О.Бурггардт, М.Ветухив, Е.Маланюк, В.Мияковський, Ю.Луцкий, В.Симович, В.Рудко, О.Прицак, И. Шевченко, Ю. Шевелев, П.Феденко, Л.Чикаленко и другие. Однако другая часть украинцев, рассматривавшие науку прежде всего как средство пропаганды украинского дела, с осуждением воспринимали некоторые труды Чижевского, в частности в области русской духовной истории. Эти упреки в адрес Чижевского привели к тому, что в начале 1960-х он вынужден был выйти из некоторых украинских научных учреждений и обществ. Празднуя свое 70-летие в 1964 году в Гайдельберзкой Академии наук Дмитрий Чижевский вынужден был констатировать: "Мои украинские земляки за малыми исключениями не понимают моей работы". Определенная парадоксальность этой ситуации заключалась еще и в том, что в то время как некоторые круги украинской диаспоры не воспринимали Чижевского как украинского ученого и даже вообще как украинца, его немецкие и американские студенты (т.е. люди преимущественно нейтральные) неоднократно подчеркивали украинское происхождение своего профессора, которое отражалось и на его лекциях. И только в 1990-х годах с Чижевского были сняты все искусственные "обвинения" и его наследие вернулось в Украину.

Часто вспоминают об определенных "странностях" Дмитрия Чижевского. В чем они заключались?

Действительно, несмотря на солидный статус профессора Дмитрия Чижевского считали "чудаком". К "странностям" Чижевского, более связанным с материальным, бытовым миром можно отнести, например, отсутствие гражданства (он имел лишь Нансеновский паспорт), отсутствие путевого паспорта (что было неудобно и заставляло его каждый раз открывать новую визу), отсутствие постоянного медицинского страхования - все это вещи общепринятые в цивилизованном западном обществе. К более "духовным странностям" наверное можно отнести его веру в нечистую силу в гоголевском стиле и постоянные рассказы о ней. Считая, что черти - это маленькие, зеленые создания, он ненавидел зеленый цвет и убеждал студенток не одевать зеленые платья. Его гарвардский студент Хью Маклейн вспоминает, как однажды Чижевскому пришлось ночевать в одной комнате с Якобсоном на каком-то курорте. Посреди ночи он разбудил Якобсона и сообщил, что в окно пытаются залезть ведьмы. На что Якобсон проворчал: "Так закройте окно". В другой раз Чижевский обнаружил, что его заперли в университетской библиотеке после закрытия. Пришлось вызвать помощь по телефону. После освобождения рассказывал, что в библиотеке были маленькие чертята, которые специально переставляли и путали книги на стеллажах, чтобы потом их невозможно найти. Он слышал, как те говорили между собой на украинском языке.

Вообще Чижевский любил цитировать Гоголя, описывал нечистую силу в различных бытовых ситуациях как нечто вполне реальное и студенты часто не знали, как им на это реагировать и действительно профессор так считает, или смеется над ними. Говоря о лукавом, Дмитрий Иванович хитро улыбался и нельзя было догадаться, он говорит серьезно или шутит. Вообще, эта лукавая улыбка не сходила с его лица - в ней проявлялась вся его "барочная" украинская натура. Однако, в глубине души Чижевский верил в Бога и в существование потустороннего мира, но считая веру внутренней, интимной сферой человеческого бытия, не желал выставлять это на показ. Лучшим доказательством серьезного отношения Чижевского к вере является его научное наследие, ведь неверующий человек, который отвергает существование Всевышнего и потустороннего мира, не смог бы так глубоко и с такой душевной теплотой и искренним интересом заниматься исследованием творчества немецких и славянских мистиков, как это делал Дмитрий Иванович.

В заключение отмечу, что рассматривая интеллектуальную биографию Чижевского и анализируя его научное и архивное наследие, надо признать, что он никогда не укладывался в рамки только одной культурной ойкумены, он был человеком европейской культуры - европейцем не в территориальном, а прежде всего в духовном смысле этого понятия. Думаю, что именно с этой позиции и надо рассматривать наследие Дмитрия Чижевского, не ограничивая искусственно созданными барьерами и границами.

Сейчас вы читаете новость «"Чижевский всегда оставался загадкой для тех, кто с ним встречался" - 120 лет со дня рождения выдающегося украинца». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть