Ексклюзивы
понедельник, 19 ноября 2012 14:26

"Этничность в голове, а не в крови" - ведущие археологи возмущены новым телепроектом

Автор: Фото: life-4you.com
 
Недавно на украинском телевидении был представлен новый проект - "ДНК. Портрет нации". Он уже вызвал волну обсуждения, в том числе в научных кругах. В частности, ведущие украинские специалисты по археологии, антропологии и древней истории поставили под сомнение профессионализм и научность фильма и обсуждение вокруг него.
Приводим открытое письмо ученых, отрывки лекций которых были использованы в фильме.

Коллективный ответ на фильм "ДНК. Портрет нации"

Наконец-то свершилось! "Сенсацию века, смелый телевизионный эксперимент", как назвали это ток-шоу его авторы, представили украинскому телезрителю. Первое впечатление от увиденного - "что это было?". Популярный фильм о великом от...крытии в области украиногенезиса или политическое шоу? Судя по следующей дискуссии проблема происхождения украинцев интересовала авторский коллектив значительно менее, чем политический эффект от показанного. На обсуждение "сенсационного научного открытия в области украиноведения" пригласили таких "известных" специалистов по украиногенезису как Р. Писанка, Д. Корчинский, Корнилов и даже президент Украины Кравчук. Получили прогнозируемый результат: много эмоций, крика, политических лозунгов. Каждый говорил о своем, наболевшем: Д. Корчинский - об оккупации украинцами Москвы и Парижа, а Р Писанка мечтала о собственном кабанчике. Но причем здесь происхождение украинцев и о чем фильм? Вопрос риторический.

Свое участие в проекте телеканала "Украина" сотрудники Института археологии НАН Украины, они же преподаватели Национального университета "Киево-Могилянская академия", объясняем нежеланием отдавать на растерзание многочисленным мифотворцам важную научную проблему. Однако произошло не так как хотелось, а по известной поговорке: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". По сценарию организаторов каждый из экспертов прочитал на камеру целый доклад, длившейся час и более. Однако из сказанного режиссеров заинтересовали лишь несколько случайных фраз, а весь археологический фактаж фильма был позаимствован у тех же мифотворцев на почве трипольской археологической культуры, усилиями которых в Украине процветает отдельный фантастико-публицистический жанр "трипология". Фильм переполнен анекдотическими с точки зрения вменяемых ученых утверждениями вроде наличия у трипольцев полиции, ЖЭКов, крупных ученых-селекционеров и т.д. Высосаны из пальца утверждения о трипольских ЖЭКах и полицие стало основой долгосрочного вывода о Трипольской цивилизации. Куда там до нее шумерам и древним египтянам, которые даже ЖЭКов не имели!

Вопреки мнению большинства специалистов о дезинтеграции трипольской культуры около 5 тыс. лет т., авторы фильма уверены в обратном: трипольцы продолжили свое историческое бытие на землях Украины, потому овладели производством совершенной бронзового оружия. Утверждение такое же претенциозное, как безосновательное, потому что пока ни бронзового предмета (только медные) на одной трипольской достопримечательности не найдено.

А версия об органическом перетекание трипольцев в ариев Левобережной Украины с последующим завоеванием ими Индии и Ирана является примером профанации индоевропеистики на почве глубокого невежества. Действительно, когда на правобережье Днепра сияло яркое солнце земледельческого Триполье, на левом берегу формировалось сообщество индоевропейцев, принципиально отличающееся от трипольцев по языку, культуре и скотоводческому характере хозяйства. По данным археологии одна из ветвей последних (предки индо-иранцев) двинулись по евразийским степям на восток и через 1500 лет достигли Индии и Ирана, где окончательно сформировались как отдельный народ ариев, известный нам по Ригведе и Авесте. Иными словами, в Украине жили не сами арийцы, а их очень далекие предки и родственники (скифы, сарматы), следы культурных или генных контактов с которыми не дают нам никаких оснований называться арийцами.

Глубоко ошибочная генеральная идея фильма - определение этнической принадлежности человека по его генному коду. Если бы геном определял нашу этничность, то не было бы понятия ассимиляции. Если украинская этничность жестко определяется нашим геномом, то почему миллионы украинцев стали русскими, а до этого поляками? "Этничность, прежде всего, в голове, а не в крови", - это выражение слышала не одна генерация студентов историков и археологов Киево-Могилянской академии на лекциях по палеоетнологии. Эту же идею мы пробовали донести до авторов фильма, однако, как видим, безрезультатно.

По генам можно определить как формировался демографический потенциал (население) Европы или отдельных ее регионов, в т. ч. Украины. С этого демографического материала в специфических природно-ландшафтных и гео-политических условиях, в соответствии исторической ситуации формировались отдельные этносы-народы, которые нередко ассимилировались другими народами-завоевателями и исчезали как этносы, но передавали свой геном завоевателям. Поэтому генный код не является ведущим этно-определяющим признаком какого-то одного народа. В нашей крови есть гены скифов, трипольцев, кроманьонцев, питекантропов и даже динозавров. Так может начнем украиногенез с питекантропов или динозавров?

Крупнейшим, одновременно самым скандальным "открытием" фильма является отдельный народ украинских женщин, якобы генетически закодированных со времен палеолита на измену своим мужьям с оккупантами из меркантильных соображений. Оказывается украинки являются врожденными жрицами любви изначально, а роксоланами и наташами они становятся не в силу жизненных обстоятельств, а по зову крови и сердца. В этом утверждении наука и не ночевала, потому что ни один сознании ученый не выделяет этносы по гендерному признаку (народ женщин, мужчин). Отсутствие научной достоверности не помешала создателям фильма рекламировать и распространять среди широкой общественности более чем сомнительные с этической точки зрения утверждения относительно украинок.

Всех этих неприятных неуместностей можно было бы избежать, при условии учета нашими кинематографистами мирового опыта производства научно-популярных фильмов. Получив информацию об украиногенезисе от известных специалистов по генетике (П. Форстер), языкознания (К. Тищенко), истории (Г. Козакевич), археологии (О. Моця, Л. Зализняк, В. Отрощенко, Ю. Болтрик, М.В идейко, В. Шумова), следовало бы для ее благоустройства в фильме привлечь научного консультанта, а не делать с полученным от ученых то, что по словам известного киногероя, "Содом не делал со своей Гоморрой".

В университетах мира для иллюстрирования лекций широко используются замечательные научно-популярные фильмы производства ВВС. А могут ли украинские университеты использовать новый фильм для образования наших студентов? Могут, но только по теме "псевдонаучные концепции происхождения украинцевй".

Сотрудники Института археологии НАН Украины, преподаватели Национального университета "Киево-Моргилянська академия"
Проф. Л.Зализняк, проф. В.Отрощенко, к.и.н. Ю.Болтрик, В.Шумова.


Сейчас вы читаете новость «"Этничность в голове, а не в крови" - ведущие археологи возмущены новым телепроектом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

85

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть