Киевский коллекционер 61-летний Павел Пещеренко 30 лет собирает коллекцию этикеток конфет. Уже имеет 4 тысячи этикеток. Первые этикетки собрал, когда работал на киевском вагоноремонтном заводе.
- В 1985 году у нас на предприятии направили убирать мусор из Киевского оперного театра после реконструкции. Театр разбирали до самых кирпичных стен - выносили мебель, разбивали штукатурку на всех ярусах. Мусор кучами лежал во дворе. Я заметил этикетку конфетной фабрики Валентина Ефимова начала века. Фабрика Ефимова находилась в начале ХХ века на Демеевке. Собрал более 300 этикеток из оперного театра: 20 разных фабрик и разных эпох. Все эти конфеты купили в киевских магазинах и съели в стенах оперного театра. Многие из них извлекли из-под пола, куда они падали сквозь щели и лежали там десятилетиями.
Фабрика Валентина Ефимова впоследствии стала Карла Маркса, а теперь Рошен. В начале 20 века она была самая крупная в Украине.
Карамельки стоили от 25 до 40 копеек за фунт (400 граммов). Недешево. Шоколад был в раза три дороже. Этикетки были красочными.
"Раковые шейки". Это единственное название конфет, которое перекочевало в наши дни от начала века. Сейчас они "Рачки". Но рецепт тот же. Хотя лет 10 назад еще выпускались у нас и "Раковые шейки". На этой этикетке разместили медали, которыми фирму награждали на международных выставках. Это повышало престиж фабрики среди конкурентов. Конфеты Валентина Ефимова дважды получали золотую медаль на выставках в Париже. Рецепт приготовления конфет не указывался, чтобы конкуренты не перехватили. Состав конфеты начали писать на этикетках только в 80-х годах ХХ века.
Конфетные обертки были тоже своеобразными газетами. В 1910 году комету Галей могли наблюдать хвостатой звездой на небе невооруженным глазом. Коммерсанты воспользовались тем, что на людей комета произвела большое впечатление, и рисовали ее на обертках конфет "Галея". С такой конфеткой нормально пойти в театр - это как показать, что книжку читаешь.
"Цукерок український" выпускали в 20-х годах - во время так называемой украинизации. Украинское тогда было в моде, но "Украина - это село" - думали производители конфет. Нарисовали на обертке крестьянку, которая сидит на скамейке, держит подсолнух и лузгает семечки. Такие конфеты выпускала производственная артель инвалидов-конфетников. Во время НЭПа такие частные фирмы процветали. Артелям инвалидов разрешалось выпускать конфеты на льготных условиях, они платили меньше налогов.
Конфеты "СССР" выпускала конфетная фабрика имени Розы Люксембург - крупный кооператив, который охватывал почти весь Киев. Раньше не было радио и интернета, и поэтому в 20-х годах роль афиши и прокламации отводили даже цукерковим обгорткам.
"Пятидневка" - конфета фабрики Карла Маркса. Жесткие прямые линии имели настроить потребителя на рабочий лад. Не было времени долго наслаждаться и расслабляться. Съел конфету - и к работе. В конце 20-х годов 4 дня работали, а на 5 день отдыхали. Когда именно отдыхать - предприятия устанавливали по-разному. Это было трудно. Потому что не было общего для всех выходного дня. Члены одной семьи могли редко могли встретиться дома.
"Белочка" - культовая шоколадная конфета. Белочка ассоциировалась с праздником. Пионер получил пятерку - родители ему купили сто грамм. В Киеве эту конфету начали продавать в середине 60-х годов. Вкус ее менялся в зависимости от составляющих. Сначала было в ней много орешника. Потом меньше. Потом орешник начали заменять другими орехами - грецкими, арахисом. Вкус изменился. Да и со временем восприятие вкуса меняется. В детстве эти конфеты были очень вкусными. Может и потому, что раньше выбор был значительно меньше. Сейчас добавляют ароматизаторы, создают искусственный вкус.
Комментарии