




XX век, полон кровавых войн и революций, стал настоящей трагедией для армянского народа, который был разделен между несколькими империями. Масштабные потрясения вызвали большую волну эмиграции армянского народа, в частности во Францию. Беженцы из обломков Российской и Османской империй, которые имели разный исторический опыт, традиции и даже языка, были вынуждены искать точки соприкосновения на новой территории. В рамках цикла "Миграции, идентичности, территории" французская исследовательница Ануш Кунта исследует тех армян, которые убегая от притеснений и потрясений, эмигрировали из революционной России в межвоенную Францию.
Массовое бегство состоятельных армян начинается с 1920 года, когда Красная Армия окончательно захватила Юг России и там установилась большевистская власть. Два течения мигрантов потянулись с территории этнического расселения армян в разные страны. Ануш Кунт представила карту 1991 года, которая хорошо иллюстрирует традиционное представление о формировании диаспоры.
"Мы привыкли представлять, что есть какой-то единый центр, где проживает определенная группа населения. Под влиянием масштабных событий эти люди покидают дома и отправляются в разные направления. И судьбу этих людей на новых территориях воспринимают как ряд дальнейших катастроф", - отмечает исследовательница.

По словам Ануш Кунт, армянские мигранты из разных стран были разрознены уже по факту своего происхождения. Кто мог сгенерировать идею общности диаспоры армян и предложить объединительные месседжи? Как бывшие подданные русского царя устанавливали связи с мигрантами из Османской империи? И могли ли они претендовать на статус лидеров армянской диаспоры во Франции?
"Совсем неочевидно, что армянская элита России могла стать легитимной для остальной части беженцев - бедной, которая убегая от преследования в Турции, так же оказалась в новых условиях. Более того, армяне из бывшей Российской империи имели все возможности принять участие в формировании "престижной" русской, а не армянской диаспоры. Однако выбрали сложный путь поиска национальной идентичности и единства", - замечает исследовательница.
Разрозненность армян обеих империй усиливалась различиями их исторического опыта, традиций и даже диалектов. Россия, которя в XIX веке пришла на Кавказ, внесла еще больший дисбаланс в межнациональные отношения этого региона. Она проводила политику, направленную на поощрение христианского населения Османской империи до переселения на Кавказ. Власти всячески призывали армян и даже прибегали к насильственным действиям. По словам Ануш Кунт, настоящим изобретением XIX века стали дипломатические инструменты - мирные соглашения, содержащие пункты с обязательным обменом населения между государствами. Так руководители империй позапрошлого века решали судьбы миллионов своих подданных. И сегодня потомки тогдашних вынужденных переселенцев хранят память о своем происхождении.
"В период начала Первой мировой войны лица одной этнической принадлежности находились по разные стороны границы и это повлекло большие различия судьбы. Из-за целенаправленой акции уничтожения и преследования на территории Османской империи мы можем говорить только об Армении на территории Кавказа. Важно понимать, что по обе стороны от границы армяне были жертвами режимов - в обоих случаях захватывали их имущество, лишали возможности существования в традиционной среде", - говорит лекторка.
Однако притеснения армян в обоих государствах осуществлялись неодинаково. Так, если российские власти преследовали состоятельные категории населения с учетом господствующую идеологию, турецкое руководство проводило политику притеснения и уничтожения практически всех армян из этническую и религиозную принадлежность. И если революция в России не уничтожила такое понятие как патриархальная семья, то в Турции от геноцида пострадали целые семьи.

"Посмотрите на эту фотографию. Здесь изображена состоятельная семья армянских мигрантов из России. Мы видим, что родственные группы практически сохранились, а женщины уже стали свободными. В то же время, беженцев из Турции, которые попали во Францию, невозможно было увидеть в таких купальных костюмах на пляжах Франции. Этот дисбаланс показывает отличие тех процессов, которые привели к эмиграции ", - рассказывает лекторка.
Франция 20-х годов XX века приходила в себя после разрушительного Первой мировой войны. Страна остро нуждалась в рабочих руках. Поэтому французские власти приняла 60 тысяч эмигрантов с территории бывшей Российской империи и столько же беженцев из турецких берегов.
"Какой статус оказывала французская администрация армянским беженцам из этих двух стран? Конечно, с точки зрения права, их статусы должны быть абсолютно равноправными. Однако работники административных учреждений не знали, кто такие армяне, и это порождало бесконечные переписки и множество бумажек. Поэтому, например , беглецы от власти советов подписывались "русский беженец армянского происхождения". Но стоит помнить, что эмигранты могли не уточнять свою этническую принадлежность ", - рассказывает лекторка.
История свидетельствует, что представители армянской общины зазичай действовали в зависимости от ситуации. Когда во Франции считалось модным быть русским, мигранты часто представлялись именно так. Поэтому один человек мог выбирать для себя различные, порой противоречивые, роли.
Где селились армяне-мигранты по прибытии в новую страну? Ануш Кунт предлагает взглянуть на карту Парижа, сделанную на основе переписей 1920-х годов. На ней исследовательница обозначила помещения представителей российской и армянской диаспоры. Они жили совсем рядом и, по словам лекторки, практически составляли единую общину.

Кажется, что армяне полностью идентифицировали себя с российскими соседями. Однако время от времени они выходили за определенные пределы и следовали национальным ценностям и традициям - ходили в церковь, женились на представителях своей общины и т.д.
"Так, в случае смерти представителя общины его отпевали в армянской церкви. Однако хоронили на русском кладбище. Здесь есть захоронения армян-выходцев с территории бывшей Российской империи. Несмотря на свою принадлежность к Апостольской церкви, они все же были похоронены именно на православном кладбище русской общины ", - рассказывает исследовательница.

Так рассеянные группы армянских беженцев из разными судьбами пытались устроить жизнь и свой быт на чужбине, далеко за пределами своей родины. Ануш Кунт убеждена, что именно длительная работа по стиранию следов раскола этого народа помогла найти идентичность и сплотить армянскую диаспору Франции.
Ануш Кунт - научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции (CNRS). Защитила диссертацию в Школе высших исследований по социальным наукам (EHESS), исследуя армянскую диаспору российского и советского происхождения во Франции (до конца 2015 года эта монография должна выйти в свет в издательстве "Алма"). В соавторстве с Клэр Мурадян написала книгу "Армяне Франции. От хаоса к признанию", Тулуза, издательство "Аттрибю", 2010 год.
Комментарии