четверг, 05 января 2012 16:53

Рождественский хлеб керечун хозяйка вынимала из печи в вывернутом тулупе

Автор: фото: Елена ЧЕБАНЮК
 

— Перед Святым вечером обязательно керечун пекут. Это такой хлеб белый — круглый, высокий. Его на столе кладут, и там он стоит до Василия — старого Нового года — 14 января, — рассказывает 91-летняя Мария Крека из райцентра Межгорье на Закарпатье. — Вносили еще в дом овес — полный сноп — и ставили под иконами.

Название "керечун", или "карачун", происходит от восточнославянского "корчить" — "идти", "приходить". А круглый обрядовый хлеб в дохристианские времена символизировал приход нового года и поворот солнца на лето. По тому, как керечун всходил и выпекался, предсказывали будущее: если тесто высоко поднималось в печи, год обещал быть удачный и счастливый, если керечун западал — ожидали беды.

От керечуна, считали, зависел достаток в семье. Когда-то хозяйка пекла его в рукавицах и в вывернутом шерстью наружу тулупе — чтобы обеспечить богатство в семье на весь следующий год. Испеченный праздничный хлеб клала посреди стола на солому, на зерно от последнего сжатого в жатву снопа или на деньги. Сверху накладывали сделанный из теста крестик. Посередине керечуна делали небольшую ямку — "пупец" — то есть пупок. Туда насыпали разного зерна, чтобы следующим летом хорошо родил хлеб. Клали туда также чеснок — верили, что он после этого будет помогать при воспалении горла, оберегать от злого глаза, плохого языка и сглаза.

Украшали керечун травами, хвойными ветками, стеблями овса, барвинком. Потом их вплетали в венок невесты, чтобы передать молодым силу этих растений. Обвязывали керечун льном или коноплей — чтобы хорошо родили. Возле него ставили мед и свяченую воду.

Гадали с помощью керечуна: ставили его на рассыпанную муку и разглядывали отпечатки от низа хлеба. Если вырисовывается фигура человека, то придут сваты, а если животные — ожидать пополнения у скота.

На Сочельник, как только смерклось, керечун нужно было освятить в проточной воде — в реке или потоке. Принесши оттуда хлеб, хозяйка катила его от порога до стола по разостланному на полу новому рушнику. Считали: сколько раз керечун при этом обернется, столько возов сена или зерна соберут летом. Если праздничный хлеб падал на низ, ожидали удачного для всей семьи года, если верхом — к потере в хозяйстве или смерти кого-то из родни.

На Василия керечун разрезали и съедали. Кому доставался кусок с копейками, на протяжении года должен был хорошо заработать. Крошки керечуна нельзя выбрасывать — их нужно сжечь или закопать в землю. Корки от керечуна клали перед дверью хлева как оберег от ведьм, чтобы они не портили скот и не отбирали у коров молоко. Прикармливали их ломтями керечуна, чтобы хорошо доились.

Обычая готовить на Святой вечер кутью в Межгорье раньше не было.

— Про кутью у нас не знали, — утверждает 53-летняя Ирина Юрик, дочь Марии Креки. — Это уже сейчас купили рису и так с сахаром только помешали. А у нас на Святой вечер стол скромный, постный: фасоль, бобы, картофель. А главное наше праздничное блюдо — пелюшки, пончики по-современному. Их в постном масле жарят, тесто делают постное, на соде. Посыпают сахаром. А уже на Рождество их делают на молоке, поливают сметаной с сахаром, начинки можно всякие, потому что уже поста нет.

И водку на праздники у нас не пили. Лишь какую-то миндру давно себе варили. Это не самогон — о самогоне еще не знали тогда. Это спирт разбавляли и сахаром заправляли или соком, чаем, отваром из трав.

Дидух жгут на рассвете на второй день Рождественских праздников

Дидухом в Галичине называют и сноп хлеба, который на Святой вечер ставят под иконами, и солому, которую рассыпали по полу в доме, и сено, постланное на стол под скатерть.

— Вся солома, сено на Рождество — это дидух, — говорит 73-летняя Ольга Новакивская из села Сороцкое Теребовлянского района на Тернопольщине. — На Святой вечер отец приносит в дом соломы, сено кладут возле стола. А мы, дети, уже играем возле дидуха. И гасаем по той соломе, а старшие бросали туда то орехи, то яблоки, чтобы дети скакали и это собирали и радовались так.

Пока отец раструшивал солому по глиняному полу, дети кудахкали, чтобы на протяжении года в хозяйстве были много кур. Также мекали, блеяли, мычали и хрюкали — чтобы велись козы, овцы, коровы и свиньи. Если семья имела пасеку или борть, то жужжали — подражали гулу пчел, а хозяин тряс рушник-божник, которым украшали иконы, — "чтобы рой садился".

— "Кво-кво, на Рождество, на Рождественские праздники дети ходят по соломе, как перепелята", —мы так говорили, когда скакали по соломе, раструшенной отцом. Это было веселье, это была радость. А сегодня нет того — потому что кто хочет соломы и пыли в доме?

Праздничный стол присыпали сеном. Под скатерть на четыре угла стола клали зубки чеснока как оберег от всего плохого, ведь этой ночью гуляет нечистая сила. Против ее выходок хозяин засекал топором пороги дома, хлева, амбара и других помещений, приговаривая:

— Исчезни, згинь, пропади, сила нечистая!

Под образами хозяин ставил необмолоченный сноп, который последним собрали на поле.

— Это также дидух. Мы ставим сноп пшеницы или ржи — что у кого есть. Когда поужинали на Святой вечер, то оставляем возле того дидуха кутью, пирог и ложки — это для умерших. А на второй день Рождества, на Марии, его нужно вынести, пока колядовщики придут, чтобы не заколядовать его. Перевяжут его перевеслом, пожелают ему всего хорошего и сожгут.

"Жгут дидуха" в пять-шесть утра на второй день Рождества — обязательно "до зари". Все сено и солому, сноп хлеба выносят из дома и сжигают на перекрестке дорог. Через этот костер все, кто мог, должны перепрыгнуть — и стар, и млад — чтобы были здоровыми весь следующий год. Пепел от дидуха, считают, помогает от болезней как людей, так и животных. Завернутым в чистый платочек его хранят год за иконами.

 

Ряженый врач каждому выписывает рецепт на дорогие лекарства

С первого дня Рождества в Межгорье начинают ходить колядовщики. Утром — дети, вечером — взрослые.

— В мою молодость колядовать ходили лишь молодые хлопцы, а теперь уже и девушки ходят, а тогда не ходили, — вспоминает Мария Крека. — Давали им копейки, пелюшки, хлеб с салом. Старшие шли, кто хотел. Шли на церковь собирать, потому что не деньги давали, тогда не было денег. Так колядовали — фасоль давали, что есть. Еще прядево из конопли, потому что нужна была там веревка на церковный колокол. Это так давно ходили.

Вечером на первый день Рождества от дома к дому ходят в Межгорье вертепники. Переодеты в ангела, царя Ирода, смерти, цыгана, солдата. Ряженый милиционер на всех налагает штраф. Врач каждому пытается сделать укол или выписать рецепт на дорогие лекарства. Цыганка цепляется ко всем, предлагает погадать по руке.

 

Сейчас вы читаете новость «Рождественский хлеб керечун хозяйка вынимала из печи в вывернутом тулупе». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть