четверг, 15 января 2009 16:51

Голубцы в сочельник начиняют картошкой и гречкой

Автор: фото: Елена ЧЕБАНЮК
  Ольга Новакивская из села Сороцке Теребовлянского района Тернопольщины готовит кутью перед Рождеством и перед Крещением. ”Вперед сушила пшеничку, — рассказывает. — Тоди намочила, тоди в мишочку товкла, доки лушпа ся розийшла. А тоди пересивала и файно вым
Ольга Новакивская из села Сороцке Теребовлянского района Тернопольщины готовит кутью перед Рождеством и перед Крещением. ”Вперед сушила пшеничку, — рассказывает. — Тоди намочила, тоди в мишочку товкла, доки лушпа ся розийшла. А тоди пересивала и файно вым

Вечер перед Крещением в центральных и восточных областях Украины называют Голодной или Постной кутьей, на Полесье — Водяной или Писаной. А на западе Украины — вторым Святым вечером или Щедрым вечером, потому что перед старым Новым годом здесь кутьи не готовят.

— Перед Йорданом, на Щедрый вечир, рихтуемо все то само, що и на Святый вечир, — рассказывает Ольга Новакивская, 71 год, из села Сороцке Теребовлянского района Тернопольщины. — Заносимо дидуха знову, знову робимо кутю, варимо сушеню з яблук, грушок. Варимо борщ писный: бараболя, фасоля, буряк из цибулькою зажарили олиею. Мае буты дванайцять писных страв, то робимо ще й капусту и пироги з капустою.

Важным кушаньем являются постные " свитовечирни" голубцы:

— Начинка — гречка з картоплею. Брали бараболи, яварили, товкли и туды насыпали пивлитры гречаных круп сухих и замишали. Помастили жареною цибулькою на олии. Завертали их у капусту, клали в каструлю, туди доливали водички, олию и пекли. Як челядь велика, то в пьецу (в печи. — "ГПУ") пекли, зараз — у духовци.

Уже як повечеряли, робимо з дидуха хрестик и запихаемо у пириг

На столе обязательно должен быть большой пирог.

— То вже як повечеряли, робимо з дидуха хрестик и запихаемо у пириг. И так вин стоить до рання, — добавляет ее сестра Ирина Подоляк, 74 года. — Лишаемо кутю, пириг, ложки лишаемо — мерлым (умершим. — "ГПУ").

Дидух — сноп пшеницы, или ржи, или овса, у кого что есть, — стоит в углу от сочельника до Нового года, — объясняет. — На Новый год убегает, чтобы дидуха не засеяли дети. А на Щедрый вечер опять приносят. Постоял — и на Йордан снова забирают. Но перед тем, как приходим из церкви, воду наливаем в какую-то миску, а из того дидуха делаем кропило такое, из колосочков. Берем под мышку хлеб, идем вперед посвятим в доме, а тоди двор — от злого духа. Еще берут теста такого жидкого-жидкого, свяченой водой разводят и на каждых дверях крестики делают. Как не дай Бог болеет кто, то те крестики даже счесывают и дают пить со свяченой водой.



Иорданская вода очищает от дурного глаза и сглаза

Рождественско-новогоднее праздники завершаются 19 января Крещением.

— Когда-то у нас святили воду на реке, на Ляховке, — рассказывала в 2006-м Клавдия Садовская 1929 года рождения из села Петропавловка Купянского района Харьковщины. — Из льда делали престол, скатеркой накрывали. В реке крест вырубали из льда. Ставили его и свекольным квасом поливали. И он такой красный стоял. А полынья так, как крест выходила. Там батюшка воду освящал. Говорили, как крест в воду опускает, из воды черт выскакивает и на старую иву – скок. А мужики стреляли из ружья — Коляду расстреливали. А как бабы придут стирать на Ляховку, то нечистый ухватит за тряпки и опять прыгнет в воду — раньче ж дома не стирали, а на реку ходили. То не разрешалося мо с неделю бабам стирать. Шоб вода чистая была, шоб не пачкать.

Иорданской воде приписывают чудодейственную силу. Она очищает людей от болезней, дурного глаза, сглаза. Набранная в бутылки и банки, она не портится на протяжении года. Дополнительную силу набирает вода, в которую опускали серебряные деньги, кораллы, угольки.

Глотком освященной воды начинают на Крещение трапезу. Девушки и женщины умываются ею, чтобы сохранить красоту и молодость. Освященной водой хозяева опрыскивают дом, сельхозинвентарь, домашних животных. Кроме свиней и кур — их считают животными нечистыми.

На Левобережье и Слобожанщине лет сто тому назад на Крещение устраивали карусели на льду, лошадиные бега и кулачные бои "стенка на стенку". Дрались мужики из соседних сел. Побеждали те, которые оттеснили соперника со льда. Бывало, побежденных преследовали аж до их села и снимали там церковный колокол. Возвращали его за выкуп, на который победители и побежденные гуляли в шинке.

Сейчас вы читаете новость «Голубцы в сочельник начиняют картошкой и гречкой». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть