Льготы на проезд во всех видах транспорта могут заменить деньгами. Соответствующее постановление Кабинет министров утвердил 14 марта. Вступит в силу в течение двух месяцев.
— В нашем городе много льготных категорий. На одном маршруте ежедневно перевозим до 150 льготников. Еще добираются школьники. Проехать бесплатно хотят даже пенсионеры по выслуге, — говорит перевозчик из Запорожья 67-летний Анатолий Бурмака. Билет на его маршруте стоит 5 грн. — За каждого льготника государство возвращает 50 копеек. Возим всех. Если начнем вводить нормы количества льготников, будет бунт. Сейчас больше всего скандалят те, кто не имеет права ехать бесплатно. Говорит — забыла дома удостоверение. Специально давят на людей, поднимается крик и начинается: "Ну провези, она же одна". Тяжелее всего работать летом, потому что льготники катаются просто так. Там капусточка дешевле, там мясо, там распродажа. Для нас монетизация важна. Последний раз покупали автобусы в 2008-м. Сейчас нужно работать не меньше 10 лет, чтобы транспорт окупился. Предприниматели должны зарабатывать, а не возить даром людей. Если льготникам будут давать деньги, они будут платить наравне со всеми. Перевозчики смогут пустить эти средства на обновление автопарка.
— Специально посадил на маршрут кондуктора, чтобы считал льготников. В будни едет 45–50 человек, в субботу до обеда бывает 80. А государство компенсирует лишь треть стоимости перевозки, — говорит перевозчик из Киева 56-летний Сергей Деркач.
— Практически на каждом маршруте в столице есть ограничения по количеству льготников в салоне. Как-то нашего водителя избили, потому что отказался брать такого. Приехал на конечную, а там три амбала ждут. Месяц лежал в больнице. До сих пор не можем добиться компенсации. Зарплата водителя зависит от выручки. Ежедневно должен сдать владельцу маршрута не меньше 500 гривен, плюс топливо. Что остается — его зарплата. Проблемы с кадрами постоянно. Водитель поездит неделю-другую и увольняется.
— Перевозка льготников — одна из основных проблем городского транспорта. Два года государство почти не финансирует эту сферу. Из городского бюджета выделяют средства лишь на льготный проезд в электротранспорте. Это 50 троллейбусов, — рассказывает специалист транспортного отдела Полтавского горсовета. Просит не называть фамилию. — Они могут перевезти треть пассажиров. Для остальных работают почти 260 автобусов. Возят инвалидов, чернобыльцев и участников боевых действий за свой счет. На этой почве возникают скандалы, когда кто-то кому-то отказал. Монетизация льгот снимет большинство недоразумений. Еще и троллейбусы разгрузит. Потому что сейчас с самого утра они забиты пенсионерами.
Право на бесплатный проезд имеют участники боевых действий, инвалиды и их сопровождающие, чернобыльцы, пенсионеры по возрасту, дети в возрасте до 6 лет или из многодетных семей.
— Постановление правительства рекомендательное. Местная власть должна сама решить — монетизировать льготы или нет. Точное количество льготников назвать нельзя. Потому что в Украине нет единого реестра, — говорит эксперт по вопросам транспорта 34-летний Виктор Медвидь. — За городской транспорт возмещение будет составлять приблизительно 210 гривен. Пригородный и междугородный — в районе 250 гривен. Монетизацию проведут по образцу предоставления субсидий. Составят список претендентов, проверят их. Вычислят сумму, которую нужно компенсировать каждому. Заложат средства в местный бюджет. Управление социальной защиты должно объяснить людям, какие документы нужно принести. Деньги будут поступать на карточку или на отделение Укрпочты. Если человек имеет льготы не только в городском транспорте, то нужно будет обратиться с соответствующим заявлением в управление соцзащиты. Начислят три суммы — на городской, областной и межобластной транспорт. Получит компенсацию одной выплатой.
Наибольшая проблема с монетизацией льгот в транспорте будет в селах, где нет маршруток. Им бы не должны были давать компенсацию, но это неправильно. Пенсионеры из сел часто ездят в ближайший райцентр. Пока еще этот вопрос не учтен.
— Постановление правительства не решит проблемы, связанные с перевозкой льготных категорий, — говорит транспортный эксперт 38-летний Александр Кава. — Правительство должно было бы внедрить европейскую систему перевозок. Когда перевозчик получает большую часть дохода не от пассажиров, а от органов местного самоуправления.
"На конечной остановке ждут три амбала"
Светлана Матуйзо, 43 года, заместитель директора департамента соцзащиты Полтавской облгосадминистрации:
— В области с 2016 года оплачиваем деньгами льготникам стоимость билетов на междугородных и межобластных автобусных маршрутах. Расстояние поездки должно превышать 50 километров. Если человек едет из автостанции, ему должны выдать именной билет. Если маршруткой, которая имеет официальные разрешения на перевозку, — билет специальной формы. Их утвердило Министерство транспорта, там можно вписать данные льготника. После поездки человек обращается в управление соцзащиты. На протяжении 10 дней получает деньги за билеты. Количество поездок не ограничивается.
Виталий Москаленко, 32 года, начальник управления транспорта Черкасского горсовета:
— В Черкассах 21 автобусный маршрут, курсируют почти 250 автобусов. Троллейбусных маршрутов 12, есть 53 единицы транспорта. Возникли проблемы с частными перевозчиками. Они хотят повысить стоимость проезда с четырех до пяти гривен. Устраивали забастовку — автобусы не ездили полдня. Потом хотели извиниться перед людьми, потому что как раз было холодно, шел снег. Они этого не учли. Сейчас в Черкассах почти 70 тысяч льготников, которые обращались в департамент соцполитики. В действительности должно быть до 100 тысяч. Среди них больше всего пенсионеров, детей. Монетизацию льгот на проезд провести просто. Стоит рассчитать минимальное количество поездок на месяц на одного льготника в троллейбусе или автобусе. Посчитать, сколько это стоит в среднем. Каждый льготник имеет банковскую карточку, на которую можно перечислять ежемесячно такую сумму. Но есть риск, что люди замены льгот деньгами не поймут, потому что не привыкли к ограничениям.
Святослав Товстыга, 25 лет, глава общественного совета при управлении транспорта Львовского горсовета:
— Во Львове курсируют 65 трамваев, 55 троллейбусов и почти 400 автобусов. Недавно зарегистрировали петицию об отказе от маршруток. Для решения вопроса транспорта городу нужно 2 миллиарда гривен. Но проблема Львова не в маршрутках. Нет общего видения развития транспортной схемы. Электронный билет появится не раньше, чем через два года. Нужно сначала изготовить тысячу единиц оборудования, потом установить его в транспорте. Для этого — остановить все автобусы в городе на неделю. Это невозможно. Поэтому будут делать это постепенно. Потом будут раздавать карточки львовянам. Их изготовят где-то миллион.
Комментарии