Ексклюзивы
воскресенье, 04 августа 2024 09:18

Не деликатное требование гасить украинские долги

Не деликатное требование гасить украинские долги
Фото: gettyimages.com

Менеджеры крупнейших активов на планете требуют, чтобы Украина в разгар развязанной против нее войны погасила свои долги именно в тот момент, когда она крайне нуждается в финансировании для обеспечения своей обороны и, следовательно, своего выживания.

Государственный долг является распространенной практикой среди стран и при условии их сбалансированного управления не рассматривается как критическая угроза.

Большинство государств имеют государственные долги, измеряемые миллиардами долларов. Это рассматривается как вполне нормальная практика. В отличие от личных долгов, государственные обычно не вызывают большого беспокойства у руководства страны. Основным параметром контроля является соотношение размера госдолга к объему национальной экономики. Если экономика растет, то и государственный долг может увеличиваться, это не особенная проблема.

По отношению к ВВП объем нашего долга вырос с 90.4% до 91.91% на конец І квартала 2024 года. Внешний долг государственного сектора за I квартал 2024 г. увеличился на 6.6 млрд дол. США и составляет 104,9 млрд дол. США (57.4% ВВП).


Кредиторы неуступчивы

Так что у нас с нашими внешними долгами? Насколько глубока для нас в период войны долговая яма?

Как сообщает ежедневный французский журнал Le Monde, в 2022 году Украине предоставили двухлетний мораторий на погашение государственных облигаций на сумму около $20 млрд (€18,7 млрд). Этот мораторий истек 1 августа.

Издание уточняет, что владельцы около 20% этих ценных бумаг, крупнейшие частные кредиторы, в июне сформировали комитет для начала переговоров с Киевом. Речь идет о крупнейших в мире управляющих активами — американской структуре BlackRock, французской Amundi (дочерняя компания Crédit Agricole и крупнейшем в Европе фонде с активами в €1 900 млрд в управлении), а также о Pimco, крупнейшем в мире фонде облигаций.

Украина тратит на военные нужды около $40 млрд в год, что составляет 22% ее валового внутреннего продукта

Первые консультации, состоявшиеся в июне, оказались безрезультатными. В настоящее время Украина тратит на военные нужды около $40 млрд в год, что составляет 22% ее валового внутреннего продукта. В то же время реструктуризация долгов является одним из условий, выдвинутых Международным валютным фондом (МВФ) для продолжения выплаты пособия в размере $15,6 млрд.

"Владельцы украинских суверенных облигаций отклонили предложение украинского правительства списать 60% их долга, – сообщает специализированная экономическая газета Les Échos.Кредиторы не закрывают двери для достижения соглашения, но, по состоянию на сегодняшний день, готовы максимум на 20%. Министерство финансов Украины, по совету Rothschild & Co также планировало заменить существующие облигации на новые со сроком погашения не позднее 2040 года, с процентной ставкой не более 1% к 2027 году, а затем постепенно увеличивать ее".

"Время не ждет, – напоминает журнал Les Échos. – Украине необходимо уменьшить свой долг, чтобы финансировать военные действия, подготовиться к реконструкции и продемонстрировать Международному валютному фонду способность рационально использовать помощь".

Международный валютный фонд предоставляет Украине четвертый транш программы помощи на сумму $15,6 млрд, принятый в марте 2023 года в рамках крупного международного плана помощи общей стоимостью $122 млрд. Предыдущий транш составил $880 млн.

Радио Europe 1 цитирует заявление МВФ, где отмечается, что "умелая политика, адаптивность домохозяйств и бизнеса, а также значительная внешняя финансовая помощь помогли Украине сохранить макроэкономическую и финансовую стабильность". Фонд также констатирует "лучший, чем ожидалось, рост в 2023 году и устойчивую активность украинской экономики в первом квартале 2024 года". Согласно последним прогнозам МВФ, в этом году она вырастет на 3,2%. Следовательно, условия для переговоров с кредиторами у Украины не самые плохие.

В то же время МВФ настаивает на быстрой реструктуризации украинского долга. Le Monde ссылается на источник, близкий к переговорам, который считает, что Украина "закроет двери для новых частных инвестиций", если не разберется с условиями погашения государственного долга.

"Международный валютный фонд сделал реструктуризацию предпосылкой своей поддержки, – уточняет французское издание. – В обмен на 15,6 миллиарда долларов – из которых было выплачено только 5,4 миллиарда – учреждение требует проведения определенных реформ в сфере борьбы с коррупцией, сбора налогов, а также контроль за государственными счетами. Украина взяла на себя обязательство сократить долг до 82% ВВП до конца 2028 года".

Точная дата нового раунда консультаций между кредиторами и представителями украинского правительства открытых источников не сообщается.

Как будем отдавать?

В мае 2024 года Центр социально-экономических исследований CASE Украина провел дискуссию по теме "Когда и как будем отдавать государственные долги?".

Ключевые тезисы, звучавшие на западе, касались составляющих долга и самого проблемного его содержания.

Основные показатели в структуре государственного и гарантированного долга Украины состоят из 29% облигаций внутренних государственных займов (ОВГЗ) – государственные ценные бумаги, размещаемые исключительно на внутреннем фондовом рынке в национальной валюте; 17% долга в иностранной валюте; 14% еврооблигаций; 23% заимствования от ЕС; 10% заимствования от МВФ.

Еврооблигации являются самыми проблемными и критическими для Украины долгами, оказывающими давление на экономику.

Большинство кредитов, которые Украина сейчас привлекает, имеют статус льготных, то есть условия более выгодные, чем рыночные.

Моратории на погашение относятся только к пятой части украинского государственного долга, тогда как по остальным долгам Украина осуществляет выплаты, учитывая специфику держателей долговых инструментов.

"Украине выгоднее сохранять хорошие отношения с МВФ и договариваться о новых программах финансирования, чем пытаться добиться прощения долгов", - считает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

Украина могла бы использовать замороженные российские активы для реструктуризации долговых обязательств

Реструктуризация долга по еврооблигациям критически важна для Украины в условиях войны, что позволит уменьшить долговую нагрузку на экономику и сэкономить почти 150 млрд грн и перенаправить их на первоочередные нужды.

По словам Александра Паращия, Украина могла бы использовать замороженные российские активы для реструктуризации долговых обязательств. Они бы обеспечивались активами страны агрессора, а не будущими платежами Украины, что создало бы дополнительные гарантии для кредиторов.

"После начала полномасштабного вторжения Украина приостановила выплаты по внешним долговым обязательствам. Период моратория на обслуживание долга скоро заканчивается, уже в сентябре 2024 года ожидается большой скачок в выплатах как по процентам, так и по основной сумме внешних долгов. Большие выплаты Украина сейчас может себе позволить, поэтому возникает вопрос о реструктуризации долгов", - отметил модератор мероприятия - исполнительный директор CASE Украина Дмитрий Боярчук.

Большинство кредитов, которые Украина сейчас привлекает, имеют статус льготных. Например, валютные кредиты Украине предоставляются под ставку, преимущественно менее 2%. Для сравнения, если бы Украина одалживала на рыночных условиях, исходя из ее кредитного рейтинга, ставка должна составлять от 11% до 20%. Страна с сравнимым рейтингом, как Пакистан, сейчас занимает под 11%.

То есть Украине предлагаются действительно льготные условия кредитования – от 0 до максимум 15%. Единственный кредитор, дающий нам взаймы не на льготных условиях – это Международный валютный фонд, который рассчитывает ссуды по специальной формуле и сейчас их процентная ставка составляет около 7%.

Кроме низких процентных ставок, Украине также предоставляются кредиты на более длительные сроки погашения – до 30 лет от Японии и до 35 лет от Европейского Союза. До полномасштабного вторжения самые продолжительные кредиты были до 15 лет.

Довоенные долги фронтового бюджета

Следовательно, можно утверждать, что практически все новые заимствования Украины за последние два года, за исключением ОВГЗ, можно считать льготными как по ставкам, так и по срокам.

Новые кредиты, полученные от ЕС за последние два года, предоставляются на очень льготных условиях. В течение 10 лет Украина вообще не будет платить ни проценты, ни основную сумму по этим кредитам

К сожалению, Украина вынуждена платить за ОВГЗ, составляющие 29% общего государственного долга. Также мы продолжаем выплачивать долги перед Международным валютным фондом и по программам макрофинансовой помощи Европейского Союза, предоставленные до полномасштабного вторжения.

Новые кредиты, полученные от ЕС в течение последних двух лет, предоставляются на очень льготных условиях. В течение 10 лет Украина вообще не будет платить ни проценты, ни основную сумму по этим кредитам.

Моратории относятся только к пятой части общего государственного долга Украины. По остальным долговым обязательствам Украина вынуждена продолжать осуществлять платежи. Это связано с тем, что значительная часть ОВГЗ принадлежит государственным банкам. Если Минфин не будет платить за ОВГЗ, это создаст большие проблемы для украинского банковского сектора, ведь придется докапитализировать эти государственные банки.

Хотя Минфин мог бы попытаться договориться с Национальным банком, который также является одним из крупнейших держателей госдолга, об определенных льготных условиях. Но, к сожалению, любая реструктуризация долга по НБУ вряд ли решит проблему, поскольку это приведет лишь к краткосрочной экономии, но не будет иметь серьезного результата.

Основными владельцами украинских еврооблигаций являются крупные фонды, пенсионные фонды, страховые компании из США и Европы, имеющие триллионные активы. Даже до войны украинские облигации считались высокорисковыми, поэтому в портфеле таких инвесторов они составляли менее 1%. Таким образом, неуплата Украиной по обязательствам практически не повлияет на эти фонды.

Привязать долги к активам агрессора


Еще один, более интересный, но более сложный вариант – это использование замороженных российских активов, по разным оценкам достигающих $330 млрд. Этот вопрос стоит поднимать уже сейчас, ведь когда Россия проиграет, вернуть эти активы будет очень сложно, они могут понадобиться ей самой для восстановления.

Можно было бы брать кредиты для Украины не просто под будущие выплаты по графику, а привязывая их к предстоящим выплатам страны агрессора или уже замороженных активов. Это позволило Украине избежать роста государственного долга, а для кредиторов создало бы дополнительные гарантии.

При реструктуризации еврооблигаций Украина могла бы предложить обмен их на специальный производный инструмент, привязанный к российским активам. Он мог бы иметь рыночную цену и быть интересен спекулятивным инвесторам, в то же время позволяя Украине экономить значительные средства.

Однако снова неизвестно, есть ли такое предложение в планах правительства и как на это реагируют наши основные кредиторы?

Сейчас вы читаете новость «Не деликатное требование гасить украинские долги». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть