Ексклюзивы
вторник, 20 мая 2014 15:13

"Я против, чтобы РГА и ОГА были в системе управления" - мэр об административно-территориальной реформе

Мэры городов вновь заговорили об административно-территориальной реформе. Уверены, в новой стране нужно перераспределить полномочия между центральной властью и местными советами. О том, почему проблема для них является острой, Gazeta.ua расказала Ирина Верещук, юрист и мэр пограничного города Рава-Русская. Она 6 лет исследует вопрос реформы. Город насчитывает 10 тыс. населения.

Автор: Игор ХОМИЧ
  Ирина Верещук
Ирина Верещук

Вы выступаете о введении реформы в Украине. Почему?

- Уверена, что эффект от всех реформ - медицинской, пенсионной - будет только после проведения административно-территориальной. Местные советы не имеют права самостоятельно решать свои финансовые проблемы. Нынешняя система единого казначейского обслуживания счетов позволяет государству залезать в "карман" к местным общинам, когда им заблагорассудится. Например: вы, как мэр города, провели аукцион и продали земельный участок частной фирме. Средства проплачиваются через единый казначейский счет. Но, когда вы захотели отремонтировать садик за эти средства - вам говорят в казначействе, что средств нет, потому государство решило их использовать на свои нужды. Городские, сельские головы больше не должны быть подотчетны и подконтрольны исполнительной власти, когда речь пойдет о том, что делать в городе. Мы сможем также самостоятельно определить свои штаты. На сегодня они разрабатываются в Кабмине, что является прямым вмешательством в деятельность советов.

А чиновники, депутаты заинтересованы в реформе?

- Для чиновников это облегчит работу. Потому что бюрократия в документообороте уже дошла до маразма. Вместо того, чтобы быстро и качественно предоставить услуги населению города, аппарат городского совета занимается предоставлением ответов, отчетов, копий тысяч документов во все возможные инстанции. Мы вынуждены отвечать на тысячи представлений из контролирующих органов, это блокирует работу.

Также после внедрения такой реформы община сможет контролировать своих избранников через быстрый механизм отзыва, через обязательность отчетности депутатов за проведенную работу. Я обязательно отчитываюсь ежегодно за свою работу, а депутаты за 4 года - ни разу не отчитывались.

Что именно сейчас вам, как мэру, мешает работать?

- Наше законодательство. Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" разрешает, но не закрепляет права городского головы самостоятельно решать вопросы на месте. Например: детские учебные заведения города или учреждения культуры находятся в двойном подчинении. Заработные платы они получают из городского бюджета, а штатные расписания, тарифные сетки, прием и увольнение с работы - осуществляют отделы образования в райгосадминистрациях.

Автор: Игор ХОМИЧ
 

Помещение библиотек - на балансе города, а работники и фонд подчиняются районному отделу культуры. Соответственно в государственных структурах отсутствуют средства на содержание своих заведений, а городская власть в последнюю очередь находит возможность проводить ремонты в помещениях, потому что это "не в ее" подчинении.

Я против того, чтобы такие институты как РГА и ОГА были в системе государственного управления. Они не нужны вообще. Аналогом РГА в Польше есть староство, охватывающий территорию как наш район. Там оно имеет меньшее количество работников. До проведения реформы в одном старостве работало около 65 работников, или 7,8 ставки на 10 тысяч. После реформы - 0,76 ставки. В Украине в среднем 10 ставок на 10 тысяч, что фактически в 10 раз больше.

Однако эти люди непрофессиональные. Последние месяцы, которые мы жили без ОГА (потому что сейчас совершенно не видно их работы), показали неефективностьь этого управления. Реформой мы сможем наполнить органы управления активными заинтересованными в работе людьми. Сегодня в администрациях работают люди за 1800 гривен заработной платы и в них полностью отсутствует мотивация что-то менять. Уменьшим штаты - увеличим зарплату. Также когда введут электронное документоводство, то исчезнет контакт с чиновником. А значит, и коррупция.

Что будет вместо РГА и ОГА? Как это будет выглядеть?

- Вместо них нужно создать орган, которому будет подчиняться милиция, пожарная охрана, санитарная инспекции, ветеринарная службы. Потому что начальник городской милиции руководит порядками в нашем городе, а заменить его мы не можем. Назначает министерство, а живем с ним - мы.

Этих органов станет меньше. К большинству городов, поселков следует присоединять соседние населенные пункты. У нас избыточное количество сел, поселков, городов. Поэтому они не в состоянии себя удержывать. К примеру, в Жовковском районе на начало 90-х годов было 20 местных советов, сегодня - 45, и только 2 из них не являются дотационными.

Автор: Игор ХОМИЧ
 

Также населенные пункты имеют завышенный статус. За 10 последних лет количество городов областного подчинения в Украине из 147 возросло до 177. А это большие расходы из государственного бюджета. Для этого статуса численность населения должна составлять более 50 тысяч жителей. Только на Львовщине из 9 городов областного значения в четырех есть эта цифра.

Для городов районного подчинения численность должна быть более 10 тысяч. Однако в 20-ти из 35 на Львовщине численность меньше. В поселке должно быть более 2000 жителей. Часть поселковых советов имеют численность меньше этой отметки.

Есть какой-то положительные и отрицательные примеры заграницы?

- Опыт Польши является показательным, так как уровень обеспеченности и финансовой независимости местных общин там просто поражает. К примеру: бюджет города Рава-Русская составляет 9 миллионов гривен, в то время как меньшая по численности населения гмина Любича Крулевська в год тратит на своих жителей около 20 миллионов злотых - а это около 70 миллионов гривен. Гмина - это город вместе с присоединенными к нему окружающими селами.

Сейчас вы читаете новость «"Я против, чтобы РГА и ОГА были в системе управления" - мэр об административно-территориальной реформе». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть