"Антикоррупционный пакет" президента Виктора Януковича, принятый парламентом в первом чтении, не отражает важные рекомендации международных организаций по борьбе с коррупцией.
Об этом пишет "Зеркало недели".
По данным издания, на заседании профильного парламентского комитета 21 декабря звучали оценки, которые ставят под сомнение согласованность позиции президента с международными антикоррупционными структурами.
"В президентском варианте не учтены положения отмененного парламентом 17 декабря законопроекта "Об ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения", - сказал член комитета Александр Рябека.
Однако ответственность юридических лиц, то есть коммерческих компаний, это обязательное требование Конвенции ООН против коррупции, а также Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.
Эта норма является одной из обязательных рекомендаций GRECO (Группа государств против коррупции Совета Европы).
Не прописана также четко процедура конфискации имущества госслужащего, нажитого в результате коррупционной деятельности.
Законопроект Януковича не выполняет и еще одного требования GRECO: криминализации ответственности за коррупцию.
"Но самое принципиальное значение имеет исключение из антикоррупционного закона нормы об обязательном декларировании доходов и расходов всеми близкими и родственниками государственных служащих", - пишет издание.
"По сути, отсутствие этой нормы полностью выхолостило антикоррупционный законопроект", - заявил член рабочей группы по доработке законопроекта Руслан Князевич.
"Контроль и специальная проверка близких лиц госслужащих дали бы реальный инструмент проверки и привлечения к ответственности чиновников. И мне непонятно, зачем вообще было менять наше в целом очень прогрессивное антикоррупционное законодательство, если данная норма из него изъята?", - добавил он.
По мнению Князевича, "очевидны политические мотивы".
"Ответственность за изъятие контроля приближенных чиновников взял на себя 6 октября 2010 Конституционный суд, который таким образом растолковал Конституцию. Однако кто бы и как не оправдывал в Украине такое решение, за границей оно будет толковаться однозначно - как неспособность государства реализовать международные стандарты борьбы с коррупцией", - сказал он.
"Я отметил бы также, что в законопроекте, к сожалению, повторен ряд абсурдных статей, которые уже полтора года являются предметом критики всех специалистов. Так, в перечень субъектов для специальной антикоррупционной проверки подпадают все общественные организации, а также все члены участковых и территориальных избирательных комиссий, то есть проверке будут подвергать людей, которые никакого отношения к государственной службе не имеют. Боюсь, что после того как наши силовые структуры начнут проверять избирательные комиссии, в них останутся работать члены только одной партии", - добавил Князевич.
Комментарии
3