вторник, 02 мая 2023 18:30

Спецтема: Война России против Украины

"Воров придется долго вылавливать и показательно наказывать" - Даниил Гетманцев

С 1 июля для предпринимателей собираются упразднить системы со ставкой единого налога 2%. Такие условия должны были работать до конца военного положения, однако государство вынуждено пересмотреть решение из-за нехватки средств. Государству критически не хватает средств. В то же время, коррупция не дает собрать деньги, крайне необходимые на войну. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал Даниил Гетманцев. Он – народный депутат от "Слуги народа", председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике.

В Верховную Раду подали законопроект, предусматривающий перезагрузку Государственной налоговой службы. Что нужно, чтобы улучшить работу налоговой? Какие самые главные проблемы сейчас существуют? Какие реальные шаги помогут их исправить?

Это третий законопроект о перезагрузке финансовых органов. Мы уже представили проект о перезагрузке таможни, он прошел первое чтение. Второй этап – Бюро экономической безопасности. Он отражен в меморандуме с Международным валютным фондом. Их следует воспринимать как единое комплексное решение об изменении системы работы финансовых органов в нашем государстве. Перезагрузка, аттестация, повышение зарплат, гарантии политической независимости – все это есть во всех трех законопроектах. Второе направление – диджитализация.

Работает принцип ответственности руководителя, даже если нет фактов, что он был в схеме

Налоговая по сравнению с таможней и БЭБ более продвинулась в противодействии коррупции и обеспечении выполнения возложенных обязанностей. Видим системные подходы к антикору в налоговой. Недавно поймали на взятке работника львовской налоговой. В результате меняется руководство области в полном составе. То есть работает принцип ответственности руководителя, даже если нет фактов, что он лично находился в схеме. Такой подход верен. Сегодня, когда удалось сломать системную коррупцию в государственной налоговой службе, необходимо дать понять всем коррупционерам, которые еще присутствуют в прошедшей их системе. Именно поэтому даже в налоговой, где дела идут в правильном направлении, все равно необходимо провести конкурс и выбирать с участием международных экспертов политически независимое лицо, которое обеспечило бы проведение структурных реформ.

Автор: Даниил Гетманцев
  Даниил Гетманцев – народный депутат, председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике. Окончил юридический факультет университета Шевченко. Доктор юридических наук.  В 2017 году Гетманцев захотел стать судьей, но Высшая квалификационная комиссия судей и Общественный совет добродетели не допустили его на этот пост. Потому что три созыва он был помощником-консультантом нардепа-регионала Владимира Сивковича, который работал на страну-агрессору Российскую Федерацию и вербовал в Украине "кротов" среди высокопоставленных чиновников.  В 2019-м Гетманцев был представлен как эксперт "команды Зеленского" по налоговой политике. Выступал за подачу воды в оккупированный Крым и выполнение Минских договоренностей. За 2 дня до полномасштабной войны публично говорил, чтоп ротив выделения 50 млрд грн на армию, потому что их неоткуда брать. А на следующий день призвал не прекращать товарооборот с РФ, несмотря на наложенные санкции.
Даниил Гетманцев – народный депутат, председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике. Окончил юридический факультет университета Шевченко. Доктор юридических наук. В 2017 году Гетманцев захотел стать судьей, но Высшая квалификационная комиссия судей и Общественный совет добродетели не допустили его на этот пост. Потому что три созыва он был помощником-консультантом нардепа-регионала Владимира Сивковича, который работал на страну-агрессору Российскую Федерацию и вербовал в Украине "кротов" среди высокопоставленных чиновников. В 2019-м Гетманцев был представлен как эксперт "команды Зеленского" по налоговой политике. Выступал за подачу воды в оккупированный Крым и выполнение Минских договоренностей. За 2 дня до полномасштабной войны публично говорил, чтоп ротив выделения 50 млрд грн на армию, потому что их неоткуда брать. А на следующий день призвал не прекращать товарооборот с РФ, несмотря на наложенные санкции.

Тем не менее, коррупция – до сих пор одна из главных жалоб предпринимателей относительно работы налоговой. Как полностью преодолеть эту систему?

Коррупция является одной из главных проблем и опасностей для государственной налоговой службы, являющейся частью государственного аппарата. И коррупция – это то, что присуще всему государственному аппарату. Если 30 лет система выстраивалась таким образом, то через год даже во время войны, хотя это создает для этого предпосылки, полностью искоренить коррупцию невозможно. А что можно и было сделано именно в ГНС – искоренение системной коррупции. Это когда инспектор в государственной налоговой Львовской области берет деньги за разблокирование налоговых накладных, этими деньгами делится с руководителем, он со своим, дальше – с руководителем области. А уж он – с руководителем в Киеве. Последние два делятся с правоохранительными органами, которые в случае проблем покрывают инспектора, с которого все начинается. Это системная коррупция. Ее в налоговой нет.

Системную коррупцию легко идентифицировать

Системную коррупцию легко идентифицировать. Если видим, что какого-нибудь мелкого чиновника берут на взятке, и ничего не происходит, то, скорее всего, это свидетельствует, что в государственном органе действуют связи круговой поруки. Если за малейшее такое деяние увольняется все руководство по вертикали, то такой системной коррупции нет. Воры будут долго в нашей системе. Их придется долго вылавливать. И показательно наказывать. Если будет действовать ответственность руководителя за действия подчиненного, это будет работать.

Недавно на Полтавщине был разоблачен акцизник, который способствовал работе нелегального алкогольного завода, ранее лишенного лицензии. Даже сам продавал алкоголь. Увольняют заместителя руководителя области по профилю и рассматривается увольнение руководителя области. Потому что даже если руководитель не участвовал в схеме, то такие факты могут указывать, что он просто непрофессиональный и не контролирует подчиненных.

В феврале в интервью вы отвечали на вопросы о плохой работе таможни. "Уменьшение поставок товаров на таможенную территорию Украины после возобновления налогов – вопиющий факт, свидетельствующий о том, что они просто перешли в "черную" и просто заработали контрабандные схемы, работавшие до войны", заявили вы. Какая сейчас ситуация с таможней? Удалось решить проблемы?

Не удалось. Кабмин отправил в отставку руководство таможни. Но никаких системных изменений не происходит.

А что мешает?

Мы, как Верховная Рада, дали свой рецепт. Он состоит в проведении открытого конкурса с участием международников на главу таможни. И предоставление ему полномочий по формированию команды. Сейчас там образовались феодальные княжества. Имеющие горизонтальные связи с контрабандистами. Нужна жесткая иерархия сверху вниз. Первое чтение законопроект прошел, если пройдет второе – сможем до конца года перезагрузить таможню.

Находят каждый раз козла отпущения и его освобождают

Есть ли здесь такая же цепочка круговой поруки и способы это прекратить, как вы говорили о налоговой?

В том-то и дело. Мы не видим таких же подходов, которые есть в налоговой. К сожалению, если что-то происходит, то находят каждый раз рядового инспектора – козла отпущения – и его увольняют. Или даже привлекают к ответственности. А начальник поста остается на месте. Хотя любой человек понимает, что один инспектор не может организовать такую схему. Мы видим это и в схемах с "черным зерном", экспортом сигарет, импортными операциями. Если бы вслед за инспектором увольнялся руководитель поста и руководитель региональной таможни, как это происходит в налоговой, мы могли бы сказать, что с системной коррупцией хотя бы начали бороться.

Что это за схема с "черным зерном"?

Со значительной части вывозимого за пределы Украины зерна не уплачиваются налоги. Записывают это на фиктивные фирмы, вывозят за пределы Украины, валютную выручку не возвращают и налоги не платят. Эту схему мы рассматривали на ВСК, вынесли соответствующее решение, рекомендовали сменить кадры на Одесской таможне. Ибо она препятствует предотвращению этой схемы. Руководство частично изменено, но схема, к сожалению, продолжается.

Недавно пять стран Европы заявили об отказе от экспорта нашего зерна, а Польша еще и от молочки, меда. Почему возникла эта ситуация? Как ее решить? Для малых и средних фермеров поставки в Европу были спасением.

Эта ситуация возникла, потому что была недостаточная коммуникация. Было письмо пяти премьеров в Брюссель, которое направили в конце марта. Первые же запреты увидели 15 апреля. Эти две недели, где наша дипломатия, дипломатия Евросоюза, этих пяти стран должны найти пути выхода из этой проблемы. Это серьезный вызов Евросоюзу от этих стран. Потому что такие запреты – это прерогатива ЕС.

Одной рукой нас приглашают в ЕС, а другой нарушают его основополагающий принцип движения товаров и услуг

Нелогично, когда одной рукой нас приглашают в ЕС, а другой нарушают его основополагающий принцип движения товаров и услуг. Фермеры соседних стран лукавят, когда говорят, что им труднее всех и у них большие потери. Тяжелее нашим. Так как к ним прилетают ракеты, большое количество полей засорены взрывоопасными предметами. А у фермеров ЕС есть еще и неплохие дотации ЕС. И еще один вопрос, который правительства этих пяти стран замалчивают – это то, что, запрещая экспорт нашей дешевой и качественной продукции, они бьют по своему потребителю, который вынужден платить за товар дороже, а это стимулирует инфляцию.

Наша продукция дешевая и качественная, и мы это доказали. У нас есть сектор аграрки, для которых 2022 год был самым успешным за всю историю. К примеру, сахар. Или вино – наш производитель появился даже в скандинавских странах. Где его высоко оценили. Семена – так же рост отрасли. То, что наша продукция качественная и дешевая, не означает, что нужно наказывать пользователей ЕС и ограничивать наших производителей такими европейскими и не рыночными мерами.

Подобные решения нужно сопоставлять не только с избирательным циклом.

Эти решения совпали с попытками России сорвать зерновое соглашение. И достаточно больно ударили по нашим товарам. Не буду винить, что кто-то играет в пользу России. Но подобные решения следует сопоставлять не только с собственным избирательным циклом. А с тем, как это повлияет на ситуацию с войной, а значит, и с твоей страной в целом.

Что делать? Нам нужен проактивный диалог с соседями. Диверсификация поставок сельскохозяйственной продукции на другие рынки. Азия, Африка, Аравийский полуостров. Также сельскохозяйственная переработка тоже необходима, чтобы стимулировать развитие экспорта.

Как государство сейчас помогает нашим фермерам? Ведь из-за войны многие экспортные пути закрылись.

Если говорим об аграриях, то при ограниченном ресурсе государство делает немало. Во-первых, из-за закупок через продовольственные программы ООН и нашу собственную программу Grain for Ukraine. Это то, что нужно расширять, но уже работает.

Затем кредитование – программа "5-7-9". Большинство кредитов выдается именно аграриям. Ее тоже нужно расширять. Если речь идет о земле, то мы приняли все необходимые изменения в налоговое законодательство, освобождающее фермеров на деоккупированных территориях от уплаты налога на землю, единого налога четвертой группы, налога на недвижимое имущество и так называемого минимального налогового обязательства. То есть все налоги, которые касаются фермеров. И освободили их от уплаты налогов на землях, засоренных опасными предметами. Я понимаю, что хочется больше, что европейские фермеры получают больше, но мы очень ограничены в своих финансовых возможностях.

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №9224 "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины об особенностях осуществления таможенного контроля в период действия военного положения". Документ предусматривает возврат некоторых мер по проверке на таможне. Предлагается восстановить с 1 июля 2023 полномочия таможенных органов на проведение документальных проверок соблюдения требований законодательства Украины по вопросам таможенного дела. Почему этот вопрос решили поднять сейчас? Это поможет побороть "черные схемы" на таможне?

Это связано с вопросом перезагрузки таможни. Я бы не хотел говорить о конкретных сроках. К 1 июля мы точно успеем это сделать. Но уже новая, реформированная таможня должна иметь полномочия по осуществлению постаудита таможенного, который с одной стороны упрощает прохождение таможенной границы. А с другой – дает таможне возможность проверить вызывающие сомнения товары и грузы. Но это часть комплексного мероприятия вместе с перезагрузкой и диджитализацией таможни.

Даже если налоговая медлит с проверкой, заявка считается автоматически удовлетворенной

С начала года на 19 апреля уже возмещено 45,5 млрд грн налога добавленную стоимость. Это самая большая сумма за три последних года. Однако предприниматели до сих пор жалуются, что возмещение налога на добавленную стоимость до сих пор является проблемой для многих. Какова ситуация с возмещением НДС? Какие самые главные проблемы в этом вопросе? Как улучшить историю и облегчить жизнь предпринимателей?

На сегодняшний день 48,1 миллиарда гривен. К концу месяца будет улучшенная цифра. В казначейской службе на исполнении 7,7 миллиарда гривен подтвержденного к возмещению НДС. Если говорить о возмещении НДС, это основная проблема – невозможность казначейства обслуживать своевременно обязательства. Государственная налоговая служба не нарушает ни одного срока проведения проверок. Полностью восстановлены довоенные сроки проведения процедур. Даже если налоговая медлит с проверкой, заявка считается автоматически удовлетворенной. Есть проблемы, связанные с войной. Это не всегда достаточный объем средств на Едином казначейском счете. Согласно постановлению Кабмина, сначала обслуживаются расходы военные, вторая очередь – социальные. И только на третью очередь – расходы другие, в том числе возмещение НДС.

Все, что зарабатываем в качестве налогов, идет на войну

Делается все возможное, чтобы эти заявки на казначействе не висели, но в войну мы ограничены финансами. Все, что зарабатываем в качестве налогов, идет на войну. Более того, мы еще ссужаем из-за облигации внутреннего государственного займа деньги, которые идут на войну. Все остальное практически финансируем за счет наших партнеров. Ситуация с возмещением НДС улучшилась, но не исключены такие задержки.

У нас есть перспектива и задача от президента выровнять ситуацию

То есть все упирается в ограничение по деньгам? Как облегчить жизнь предпринимателей?

Только в деньги. Если взять задержку возмещения НДС, это примерно три недели. Как это улучшить? Имея больше денег на счетах. Но они не берутся ниоткуда. У нас есть перспектива и задача от президента выровнять ситуацию, но есть препятствующие объективные факторы. Задача, поставленная перед нами, – 7 дней на возмещение с момента подачи заявки.

Автор: Даниил Гетманцев
  Данило Гетманцев: "Наша продукція дешева та якісна, і ми це довели. У нас є сектори аграрки, для яких 2022 рік був найуспішнішим за всю історію. Наприклад, цукор. Або вино – наш виробник з'явився навіть у скандинавських країнах. Де його високо оцінили. Насіння – так само зростання галузі"
Данило Гетманцев: "Наша продукція дешева та якісна, і ми це довели. У нас є сектори аграрки, для яких 2022 рік був найуспішнішим за всю історію. Наприклад, цукор. Або вино – наш виробник з'явився навіть у скандинавських країнах. Де його високо оцінили. Насіння – так само зростання галузі"

Есть еще акцизы. С теневой продукции, которая попадает на рынок без уплаты акциза, недополучает бюджет. Речь идет преимущественно о табаке и алкоголе. Что за этот год удалось сделать, чтобы спасти ситуацию? Какие шаги удалось предпринять? Есть ощутимые результаты?

От акциза на табак и водку мы недополучаем свыше 20 миллиардов гривен в год. Это существенная сумма. Есть еще топливо – там около 10 миллиардов, но это тоже огромные деньги. К сожалению, некоторые наши соотечественники восприняли войну как возможность украсть. Поэтому особенно в первой половине 2022 года увеличился нелегальный рынок и водки, табака и топлива. В то же время, во второй половине 2022 года, когда администрирование было возобновлено, мы видим достаточно неплохие показатели с увеличением уплаты акцизного налога – и год к году, и к плану. Мы закрыли нелегальную табачную фабрику в Желтых водах, в Одессе также в Киеве была вырезана нелегальная линия по изготовлению сигарет. Во Львовской области на табачной фабрике проводятся обыски.

Имеем перевыполнение плана и поступлений год от года. Это не те темпы, которые мы ожидаем от нашей налоговой и правоохранителей. Потому что налоговая только администрирует уклоняющихся легальных производителей. Но основная часть – черный рынок, то есть безлицензионные субъекты. И это компетенция БЭБ и Нацпола. Это должна быть общая работа. Которой сейчас нет. Думаю, в ближайшее время проведем отдельное заседание комитета по этому вопросу.

Поэтому я могу анонсировать Всеукраинскую акцию, которая поможет прекратить изготовление нелегального табака и спирта.

Что это будет?

Будут проведены проверки всех производителей спирта, водочных изделий и табака. Нарушители будут жестко лишены лицензий. После этого возле каждого завода по производству спирта и сигарет устанавливаются круглосуточные посты правоохранителей. Они производят осмотр каждого транспортного средства. Это делает невозможным нелегальное производство. Там будут еще некоторые способы. Но будем работать в этом направлении.

По дронам вопрос с нашей стороны решен

Много обсуждался в обществе вопрос о товарах двойного назначения, которые нужны на фронте, но долго задерживались на границе. Те же дроны. Смогли ли решить этот вопрос?

По дронам вопрос решен. Основная проблема была касательно "Мавиков". Мы встретились с волонтерами, производящими дроны, дали им льготу. Приняли закон в январе-феврале, освободили от экспортного контроля. Но такого контроля требуют наши соседи. Поэтому эти проблемы лежат не в плоскости растаможевания в Украине, а в том, что в Польше требуют сертификаты. Говорили с премьером, он должен провести переговоры с коллегами, чтобы на нас эти нормы не действовали или были смягчены. И он уже это делает.

То же самое по запчастям для дронов?

На сегодняшний день согласовывается текст законопроекта в Минфине. В мае должны его принять. Там была проблема со списком запчастей, с которым не могли определиться.

В феврале Комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики одобрил законопроект об отмене упрощенной системы со ставкой единого налога 2% для ФЛП. Нововведение вступит в силу в июле при поддержке ВР. Что ожидает предпринимателей? Когда планируется принятие законопроекта, чтобы ФЛПы и налоговые органы успели ознакомиться и подготовиться?

Эти изменения были анонсированы в начале года. Они содержатся в двух меморандумах с Международным валютным фондом. Законопроект представлен КМУ. Необходимость таких изменений возвращения к довоенному налогообложению неоднократно прокоммуницирована и объяснена правительством. Думаю, до 1 июля закон будет принят Верховной Радой.

Наша налоговая система должна быть унифицирована с ЕС

Почему решили перейти к такому шагу?

2-процентный налог с оборота, введенный в начале войны, чтобы вывести экономику из состояния оцепенения, свою роль сыграл. К тому же он не может сосуществовать в одной системе по НДС. Учитывая, что имеем евроинтеграционные стремления и это не обсуждаемый факт, наша налоговая система должна быть унифицирована с ЕС. А та содержит именно налог на добавленную стоимость. Это вопрос номер один в контексте нашей евроинтеграции. Говоря о двухпроцентном налоге с оборота, мы сразу понимали, что это временно. И должен был действовать на период военного времени. Но война затянулась и решение нужно принять раньше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Россия в отчаянии. ВСУ готовы к контрнаступлению" – что происходит в Бахмуте и почему Кремль вернулся к ракетному террору

Не заставит ли это многих перейти в черную?

Мы едва ли не единственная страна в мире, которая во время войны уменьшила или отменила налоги. США во время Второй мировой войны увеличили шкалу налога на доходы более 90 процентов. Великобритания увеличила налогообложение. Мы не только не ввели дополнительные налоги – только ренту на газ пересмотрели на увеличение, мы их уменьшали. Это и топливо, и отмена уплаты налогов первой и второй группы ФЛП. Это освобождение от импортных налогов в начале войны. Освобождение от штрафов и проверок.

В марте мы собрали 100 миллиардов гривен с таможни и налоговой, а потратили напрямую на оборону 160

Но все, что мы зарабатываем по налогам, даем в армию. Нам партнеры не финансируют военные расходы. Это их принципиальное условие оказания помощи. Если говорить о марте, то по госбюджету мы собрали 100 миллиардов гривен с таможни и налоговой, а потратили напрямую на оборону 160. Остальные взяли неналоговыми поступлениями и облигациями государственного займа. То, что дают партнеры, тратится на пенсии, социалку. Ту же поддержку бизнеса в виде программы "5-7-9%". Денег не хватает катастрофически. Минфин считает, что за полгода за счет отмены 2-процентного налога нам удастся аккумулировать 8 миллиардов.

Уйдут ли люди в тень? Это зависит от качества администрирования. Налоговая делает многое, чтобы сделать его более качественным. Не все удается, но ситуация точно улучшается, и мы слышим это от бизнеса.

У нас один из самых низких ЕСВ в Европе. Говорить, что люди едут в Польшу за низкими налогами – это самообман

Здесь уже вопрос не только налоговой работы. Для многих открыты пути в Европу и предприниматели могут просто уехать. Так ли это?

По европейским меркам, если смотреть на уровень налоговых ставок, у нас есть относительно мягкая система налогообложения. Тем более с учетом единого налога. У нас один из самых низких ЕСВ в Европе. Говорить, что люди едут в Польшу за низкими налогами, это самообман. Ставки налогов в Польше выше наших. Люди едут в Польшу – потому что у нас есть военные риски. Потому что у соседей более развитая инфраструктура, действует на самом деле – а не на словах – верховенство права, прозрачные и простые государственные сервисы, на порядок меньше коррупция. Сегодня Украина – не самая лучшая страна для инвестирования. Мы должны это понимать и не питать иллюзий, что дело прежде всего в ставках налогов. Дело в том, что нам нужно провести большую тяжелую работу по превращению самих себя, своей страны в ту, о которой мечтаем. Это тяжело, а иногда больно, но это предпосылка нашего выживания.

Как с точки зрения экономики наше государство справилось за этот год? Чего больше не хватало? Что было самой большой проблемой? А самой большой победой?

Победа – это наша финансовая стабильность. То, что у нас инфляция меньше Молдовы и Турции, и сопоставима со странами Балтии, это уникальная ситуация для страны в войне. И это говорят наши партнеры. Стабильная просевшая, но контролируемая гривня – это победа. Стабильная платежная система, платежи картами, которые работали даже в конце февраля прошлого года, со сбоями, но работали в 99 процентах. Стабильная и прибыльная банковская система – это победа. Снижение налогов в войну – тоже. Мы помогли бизнесу выйти из оцепенения. Он адаптировался к шоку войны, затем – к перебоям с энергетикой. Хотя это безумные вызовы.

Есть проблемы с прозрачностью и прогнозируемостью государственного заказа. А это один из самых эффективных способов поддержания экономики в войну

Недостатки тоже есть. Это иногда неэффективность государственной системы. Таможня, БЭБ, частично пока что налоговая. Там есть положительные изменения, но еще многое предстоит сделать. Есть проблемы с прозрачностью и прогнозируемостью государственного заказа. А это один из самых эффективных способов поддержки экономики в войну. И он вырос, это понятно, и речь идет не только об оружии, но этот инструмент не используется максимально эффективно. А мы могли бы продовольственную, легкую промышленность развить очень мощно. Вместо того чтобы покупать штаны и куртки в Турции, могли бы развить наше. И это принципиальный вопрос. Можем говорить об ошибках и недостатках. Тот же скандал с закупками Минобороны. В своей сфере назвал бы игорный бизнес. Но позитив, благодаря нашей деятельности, ВСК по экономической безопасности, удалось вывести его в белую. И в марте уже 10 миллиардов гривен оборот рынка, и полмиллиарда уплаченных налогов в месяц.

Министерство стратегической промышленности должно стать ключевым. Но оно отсутствует

Нельзя сказать однозначно, что правительство работает классно, потому что есть плюсы и минусы. Но плюсов, я считаю, больше. Мы экономически устояли в самом большом военном конфликте с 1945 года. И это безоговорочная победа правительства. Но, с другой стороны, например, Министерство стратегической промышленности. Оно должно стать ключевым. Но оно отсутствует. Сейчас сменили министра, возможно, уже увидим результаты. Но, к сожалению, пока их нет.

Из нашего разговора создалось впечатление, что многим захотелось заработать на войне.

Это один из законов больших социальных потрясений, выведенный социальной психологией столетие назад. Во время революций и войн общество поляризуется. С одной стороны, видим тех, кто отдает последнее – почти святых, а с другой – подонков, которые на войне зарабатывают. У нас есть предприятия, которые платили налоги вперед, особенно в марте, апреле 2022-го. А были те, кто не доплачивал налоги, заработанные в 2021-м. Используя момент.

Общая сумма инвестиций, которые потребуют Украина, это 750 миллиардов евро

Восстановление Украины займет много времени и ресурсов. Государство уже готовится к этому? Какие шаги делаем?

При моем участии в качестве секретаря Совета по восстановлению Украины был разработан план восстановления Украины, представленный в Лугано, получил высокие оценки партнеров. Сейчас этот план дорабатывает Кабинет Министров. Это большой масштабный план обновления, определяющий развитие и на современный период, и после войны на 10 лет. Общая сумма инвестиций, которые потребует Украина, это 750 миллиардов евро, расписаны почти на 1000 крупных проектов. Там под каждый проект определена сумма. Я считаю, что это достаточно качественный документ, по которому можно двигаться, постоянно актуализируясь. Уверен – так и будет.

Сейчас вы читаете новость «"Воров придется долго вылавливать и показательно наказывать" - Даниил Гетманцев». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть