На прошлой неделе в Верховной Раде зарегистрировали законопроект президента Владимира Зеленского, который предлагает восстановить уголовную ответственность для чиновников за ложь в декларациях. В частности - за ложь в более чем 4 млн грн будут штрафовать или лишать свободы до 2 лет.
На этой неделе в парламенте появился законопроект от рабочей группы, куда входят все фракции. Он не предусматривает заключения.
Об этом со Gazeta.ua говорит бывший заместитель генерального прокурора, народный депутат 7-го и 8-го созывов Виктор Чумак.
Что за манипуляции происходят с э-декларированием? Кому это на руку?
Всем. Среди народных депутатов есть консенсус - не надо заключения за ложь в декларациях. Возможно это и правильно с точки зрения соответствия наказания тяжести преступления. Может быть умышленная ложь, а может ошибка. В этом вопросе главное, чтобы работал принцип неотвратимости наказания.
Сегодня система деклараций не позволяет молодому депутатскому корпусу, который пришел, легализовать свои доходы. Они получают доплаты. Им платят черный нал. А легализовать его - невозможно.
НАПК четко отслеживает стиль жизни чиновников. Когда появилась система логического и арифметического контроля - стала выдавать данные по нардепах, министрах. В отношении президента Зеленского, когда он продал-купил облигации внутреннего госзайма. Это они нашли, не президент забыл и вспомнил. Нашли и ему тихонько сказали.
Поэтому такая система, которая постоянно будет выдавать несоответствие задекларированного образу жизни, она им как кость в горле. Поэтому и есть определенный консенус.
Это НАПК нашло, а не президент забыл и вспомнил
Не выглядит ли так, что решение КСУ в пользу власти?
Решение в пользу всему политикуму, который сегодня в органах власти.
Сегодня в Верховной Раде ну возможно "Голос" и 20 со "Слуги народа", которые не живут в таком стиле, могут спокойно принять декларирование. А все остальные - не воспринимают. Оно для них - чужое, их давит, ставит под контроль, которого они очень не хотят.
Если будет ответственность за ложь в миллионы без лишения свободы, то в чем смысл такого наказания?
Считаю, что более эффективным наказанием чем заключение является конфискация и запрет занимать должности в органах власти - пожизненный или на 10-15 лет. Это гораздо лучше наказание, чем в тюрьме пересидеть. Лучше конфискация незаконно полученных активов, или о которых соврал.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Иначе будет измена крупнейшего масштаба - Арахамия объяснил компромиссы относительно декларирования
Сейчас работа НАПК фактически заблокирована. Чем это может обернуться?
Теряем этот год. Маргинализируется вся система антикоррупционных органов. Теряем поддержку европейских партнеров, их доверие.
Нужно внести изменения в Конституцию об антикоррупционных органах
Что надо прописать в законодательстве, учесть обязательно?
Наверное нужно начать с Конституции. Внести изменения о том, что есть антикоррупционные органы, назначаемые в порядке, установленном законом. Или прописать право президента, Кабмина по отношению к таким органам.
Посмотреть, возможно 1,5 миллиона декларантов - многовато. Возможно немного уменьшить перечень, например в отношении военнослужащих, пожарных. Просмотреть все законодательство об ответственности - административное, уголовное. Потому что тюрьма - это не выход. Не строгость наказания определяет возможности влияния, а его неотвратимость.
У президента есть план действий в борьбе с коррупцией?
Нет.
Дело в другом. Ситуация настолько разбалансирована, начал разбалансировать Петр Алексеевич. Когда в 2016-17 годах вносили кучу поправок. Сейчас власти надо было собрать рабочую группу, написать стратегию, чтобы привести все в баланс. Привлечь к этому профильные общественные организации.
Сейчас власть ничего не делает, не решает вопрос.
Чего тогда следует ожидать?
Ничего. Ничего не делать - это тоже политика. И не решать вопросы - тоже политика. Власть этим и занимается.
Комментарии