Ексклюзивы
четверг, 17 мая 2012 22:05

"Украина, в отличие от Беларуси и России, - это пока полуавторитарный режим" - Карасев

"Украина, в отличие от Беларуси и России, - это пока полуавторитарный режим" - Карасев
Вадим Карасев - Украина еще не Беларусь, но уже не Румыния. Фото: liga.net

Политические преследования в Украине исчезнут только тогда, когда оппозиция мобилизует людей.

Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал руководитель Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

Недавно канцлер Германии Ангела Меркель произнесла довольно жесткое заявление относительно Украины, отметив, что здесь люди до сих пор страдают от политических репрессий. Каково Ваше мнение по этому поводу: есть ли в Украине политические преследования, и как их отличить от правомерных действий правоохранительных органов?

- Таких чистых политических преследований, как например в Беларуси, нет. Потому что в Беларуси была разгромлена оппозиция - их просто посадили за решетку, именно по политическим мотивам. А украинские политические репрессии с более хитрыми тонкостями. Потому что, как правило, для устранения своих политических оппонентов власть использует уголовное или иное законодательство, включая управляемую машину судопроизводства, и все выглядит так, что Тимошенко сидит за решеткой за экономические преступления, Луценко сидит за экономические преступления, Иващенко за экономические преступления, ну и так далее по списку. И с формальной точки зрения - такого юридического крючкотворствоа, все выглядит не как политическая репрессия, а как "коррупционерам тюрьмы". Это выглядит как борьба с коррупцией и предшественниками, которые довели страну до экономической и социальной нестабильности. Поэтому это более такие политико-экономические репрессии, или, с точки зрения юридической - выборочное судопроизводство. И оно по форме уголовно-процессуальное, но уже с политической целью и политическим подтекстом. В этом подлость и хитрость ситуации - что очень трудно показать, доказать, что это только политическая репрессия, которая характерна для стран с диктаторскими режимами, которые просто устраняют с политической поляны своих оппонентов.

Но сегодня Запад уже не хочет разбираться в этих нюансах, так как страны западной демократии формулируют свое отношение не с точки зрения формально выполняемых процессуальных норм, а по существу. И для них дело Тимошенко - это политическое дело, как и дело Луценко. Поэтому они, игнорируя эти нюансы, ставят в один ряд Украину и Беларусь. Хотя в Украине есть оппозиция, а в Беларуси нет как таковой оппозиции вообще. Есть только небольшие группы диссидентов и политиков, которые принимали участие в президентских выборах, но никаких организаций и активных оппозиционных действий с их стороны нет.

А украинская оппозиция пока присутствует в парламенте, чего нет, например, в России. Где оппозиция есть, но она разделилась: одна оппозиция - это системная, управляемая, которая есть в Госдуме, и фактически не является оппозицией, а является "не властью". И есть уличная протестующая оппозиция, но которая не имеет институционального оформления - парламентской фракции. А в Украине оппозиция еще есть. Неизвестно, что будет дальше, но она есть в парламенте, на улице, в избирательной кампании, и речь может идти лишь об устранении отдельных ее лидеров от политического процесса путем применения к ним выборочных уголовно-процессуальных действий - к Тимошенко и Луценко.

И еще один момент - нет тотальных репрессий обычных людей. Если есть попытка устранить своих оппонентов, или конкурентов от активной политики, то речь идет только о представителях элиты. Это зачистка элит, а не полномасштабная зачистка общества. Есть общественные движения, могут собираться граждане, отстаивать свои права, или бороться против застройки Андреевского спуска. Но вот в последние дни наблюдается стремление уменьшить влияние независимых профсоюзов, которые ориентируются на оппозицию. То есть это напоминает какое-то политическое давление, я бы не сказал репрессии, но это пока эпизодическое политическое давление, точечное, выборочное, не тотальное, не общее. Вот в этом как раз и подлость ситуации - тут уже играют роль нюансы. Ситуация не такая черно-белая, как например в Белоруссии, и частично в России.

А в глазах Запада такая разница очевидна? Ведь своим заявлением госпожа Меркель поставила Украину и Беларусь в один ряд.

- Они судят по делу Тимошенко, и у них логика такова, что Тимошенко - лидер оппозиции, кандидат в президенты, финалист президентской кампании, бывший премьер-министр не может защитить свои права на политическую деятельность, и в общем как гражданина, соответственно, это может касаться любого. Тем более, если он не имеет иммунитета бывшего премьера и лидера оппозиции. Но все же в Украине нет арестов за то, что выходят на митинг и молчат, как это было в Беларуси. Поэтому Украина, в отличие от Белоруссии и России, - это пока полуавторитарный режим. Украина находится посередине между Венгрией, которая в Европейском союзе называется "enfant terrible" - непослушный ребенок, и так же неизвестна, и Беларусью. Но канцлер Меркель уже эти оттенки серого не хочет видеть. Потому, что Украина дальше эволюционирует в сторону авторитарного режима так, что Европа уже не хочет видеть оттенки - она ??уже видит черно-белую картину. И поэтому, в заявлении фрау Меркель Украина уже в одной плоскости с Беларусью. Хотя Украина, слава Богу, пока не Беларусь.

А в чем, по Вашему мнению, главная причина возможности политических преследований в Украине? Это может быть несовершенное законодательство?

- Законодательство - это инструментарий. У нас закон, как и в любой постсоветской стране, - инструмент для достижения тех или иных политических целей. Закон утилизируется, отношение к нему не фундаментальное, а утилитарное с точки зрения полезности. Поэтому применение закона - это не правовая, а политическая проблема. Закон - это проблема политики, а не справедливости, наказания, его неотвратимости и ответственности перед законом. Это ответственность одного политика, который проиграл, перед другим - который выиграл.За то, что он проиграл, и за то, чтобы он больше не выигрывал, у того политика, которого выиграл. Закон используется для того, чтобы устранить политического конкурента от политической борьбы и соревноваться с самим собой, или с соперниками, которые из низшей лиги. Как Премьер лига: чтобы обеспечить себе вечное чемпионство, лучше взять команду из третьего дивизиона. А команду равносильную отправить подальше от футбола в какую-нибудь Качановскую колонию. То есть, это не проблема, просто искусственно используются основания, мнимые или реальные, для того, чтобы применить закон по отношению к тому, или иному политику за их реальные или мнимые, политические, или экономические грехи.

А при каких условиях существование политического преследования в Украине станет невозможным?

- Только если появится новая альтернатива со стороны политических элит. Например, если оппозиция будет сильна, чтобы не дать, например власти, и дальше держать Тимошенко в тюрьме, или применять точечное политическое давление к тем или иным лидерам оппозиции. Если оппозиция слаба и не может вывести людей в защиту Юлии Тимошенко, тогда власть не имеет препятствий для того, чтобы засадить Тимошенко в тюрьму. Единственным противовесом здесь является Запад - Европа, которая критикует режим за то, что он устраняет политических соперников. Внешнее давление, потому что внутреннего сопротивления нет. Поэтому, или оппозиция сильна, мобилизует людей, которые становятся препятствием для такого политически ангажированного, политически инструментализованого законодательства и управляемого правосудия, или власть настолько слаба, что она уже не может просто управлять судебными делами, процессами и прокуратурой, судейским корпусом для того, чтобы они выносили приговоры. Если бы суд был независим, то какой бы оппозиция не была слабой, - суд есть суд. "Самый гуманный и справедливый суд в мире", - как в фильме было. Но если суд не является независимым, а если наоборот зависимым и управляемым властью, и решение судебные принимаются не судьями, и даже не прокурорами, а властными политиками, тогда все это будет продолжаться. И тогда закон будет использоваться как инструмент политического давления на оппонентов, а не как критерий справедливости, правосудности, и юридической ответственности за действия тех или иных политиков и вообще граждан.

Сейчас вы читаете новость «"Украина, в отличие от Беларуси и России, - это пока полуавторитарный режим" - Карасев». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8759
Голосование "Умная милитаризация" от Минобороны
  • Госслужащих нужно брать на работу только после военной подготовки
  • Это должно быть одним из требований и для баллотирования в органы местного самоуправления, парламент и суды
  • Для госслужащих военная подготовка не должна быть обязательной
  • Мне все равно
Просмотреть