Одним из хедлайнеров 5-го ежегодного авиационного фестиваля KharkivAVIAfest стал cамолет класса ultra-light AEROPRACT -40. На Чемпионате мира по спорту свехлегкой авиации в Венгрии конструктор самолета Юрий Яковлев завоевал на нем золотую медаль.
- В этом году чемпионами мира мы стали гораздо легче, чем раньше¸- говорит Юрий. - Во многом благодаря большому "фонарю". Дело в том, что упражнения на соревнованиях в основном навигационные: надо лететь очень точно по карте - плюс минус 300 метров и с минимальной погрешностью по времени. Одновременно надо находить места, обозначенные на фотографиях и указывать их на карте. Без большого угла обзора этого не сделать.
Расход горючего у самолета 4,5 литров на 100 км на скорости 110 км в час. Вес - 290 кг. 40 -я модель пока существует в единственном экземпляре.
-Самолет оборудован мощными закрылками, - говорит Яковлев. - При отклонении вниз, они сильно уменьшают минимальную скорость. У этой модели это 55 км в час. Максимальная - 250.
Такой скоростной интервал помогает выбирать оптимальный режим полета. И - точно приземляться.
- Наибольший кайф получаю, когда захожу на посадку и сажусь с точностью до 5 метров, - говорит Яковлев. - Самолёт способен садиться даже на неприспособленную палубу корабля в открытом море. Интересно, что первый раз самолет взлетел 13 числа в пятницу, эта золотая медаль - моя 13-я награда , а эта модель -13-я разработка.
В начале 1990-х Юрий Яковлев ушел с завода "Антонов" и создал компанию по производству сверхлёгких самолётов. Деньги в украинскую фирму инвестировал финський предприниматель. Средств хватило лишь на разработку двух самолетов. На выставки денег не было. Тогда Юрий Яковлев решил участвовать в соревнованиях, где должна была состояться презентация сверхлегких самолетов. Первый самолет удалось продать за 12 000 долларов. Это позволило развернуть производство.
Сегодня предприятие "Аэропракт" занимает третье место в мире по производству легких и сверхлегких самолетов . За 25 лет произведено почти 1100 аппаратов. Цех по производству базируется в центре столицы.

-Самолеты класса ultra-light - это как мотоциклы, - продолжает Яковлев. - Основное их назначение - развлечение. Такая себе "техника выходного дня".

"Аэропракт" выпускает самолеты в разных версиях, есть даже автопилот с привязкой к GPS. Основных серийных модели две: А22 за 45 тыс евро и новая модель А32 за 55 тыс. Под заказ выпускаются самолеты амфибии, которые могут садиться как на воду, так и на сушу, и сверхлегкие спортивные модели.
Большинство идет на экспорт - больше, чем в 40 стран. Только один-два самолета в год остаются в Украине.

- Австралия, Испания, Франция, Чили, Аргентина, Панама , - перечисляет Яковлев. - Несколько самолетов ежегодно продаем в США.
Украинский самолет сделан из американского металла и покрашен американской краской. Мотор - австрийский, обтяжка французская. Для того, чтобы запустить новую модель, надо максимум пару лет. При этом львиная доля времени уходит не на собственно разработку, а на запуск серии. В среднем в месяц изготавливают 7 двухместных "аэропрактов".

Всего в самолете более 2000 деталей и узлов. Столько же на один самолет идет заклепок. Часть нижней плоскости крыла делается из специальной ткани - для снижения веса аппарата.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Десятки сверхлегких и раритетных самолетов и вертолетов показали на авиафесте
-Наши самолеты практически вечные, - уверяет Яковлев. - Со временем детали меняем, а больше проблем нет. Если самолет стоит в помещении, то может прослужить десятки лет.





Ежегодный фестиваль Burning Man длился больше недели.Безжизненная пустыня Блэк-Рок в штате Невада превращается в нечто среднее между огромной дискотекой и местом действия фантастического фильма. "Космические" пейзажи неизменно вдохновляют тысячи посетителей на самые футуристические и необычные образы, ну а в самой пустыне вырастают всевозможные фантастические скульптуры и инсталляции, на фоне которых посетители охотно фотографируются.
Комментарии