Все познается в сравнении. Образцово-показательная повторная продажа "Криворожстали" в 2005-ом и скандальный конкурс по приватизации Одесского припортового завода - ОПЗ - 29 сентября этого года наглядно демонстрируют глубину деградации тех, кто все еще продолжает кормить народ лозунгами о своих честных и добрых намерениях у власти.
Насколько резонансно дело с продажей ОПЗ и как больно ударит этот скандал по инвестиционной привлекательности Украины, сегодня оценить невозможно. Эта история обязательно еще будет иметь свое не менее громкое продолжение. Не секрет, что общество "Нортима", которое выиграло конкурс по продаже ОПЗ, будет отстаивать свои интересы в суде. Вероятность выигрыша высока, ведь формально аукцион состоялся по всем правилам. В этой ситуации все политические обвинения, а также разговоры о каком-то заговоре участников или низкой цене продажи не имеют никакого значения.
Проведение подобных аукционов регулируют "Положения о порядке проведения конкурсов по продаже пакетов акций акционерных обществ", утвержденные приказом Фонда государственного имущества Украины N1800 от 31 августа 2004 года. Начало торгов по продаже ОПЗ, которые демонстрировали в прямом эфире телевидения, было своеобразным подтверждением, что все три его участника - "Нортима", "Фрунзе-Флора" и российский "Азот-Сервис" прошли все процедуры, необходимые для допуска к конкурсу. Согласно Положениям, одним из главных действующих лиц аукциона является лицитатор, предоставляющий свои услуги на договорной основе с Фондом госимущества по согласованию с Министерством экономики. Когда он начинает выполнять свои непосредственные обязанности, это означает, что все участники конкурса представили ценовые предложения (стоимость не должна быть меньше определенной Фондом), и в случае с ОПЗ - дали концепции развития общества.
Началом торгов считают объявление лицитатором самого высокого ценового предложения одного из участников. Далее аукцион происходит в виде торгов "с голоса". Увеличение цены участниками осуществляется с помощью шагов, которые должны быть не менее 1% от начальной стоимости пакета акций. На торгах 29 сентября размер одного шага составлял 50 млн грн. Всего было сделано 19 шагов. Предложение общества "Нортима" стоимостью 5 млрд грн было последним и окончательным. Как требуют Положения, после того как лицитатор трижды объявил названную цену в 5 млрд грн и никто из других участников не назвал выше, он с одновременным ударом молотка провозгласил "Продано!". Далее назвал номер участника и объявил его победителем. Им стал участник, назвавший самую высокую цену - "Нортима".
После перерыва председатель комиссии вынес не протокол проведения конкурса, а объявление о том, что конкурс является недействительным
Согласно Положениям, во время аукциона секретарь конкурсной комиссии ведет протокол, в котором отмечает начальную стоимость продажи пакета акций, предложения участников конкурса и его результат. Протокол подписывают все члены комиссии и покупатель в день проведения конкурса с последующим утверждением в органе приватизации.
А потом произошли непонятные вещи, которые явно вышли за рамки Положений. После перерыва председатель комиссии вынес не протокол проведения конкурса, а объявление о том, что конкурс является недействительным. Таким образом комиссия превысила свои полномочия, поскольку победителя определяет не она, а лицитатор. Что за это время произошло в комнате заседаний, сказать точно невозможно. Многие допускают, что кто-то кому-то звонил. Ведь вряд ли председатель комиссии взял бы на себя смелость вынести такое неординарное решение без указания сверху. А реакция "оттуда" была мгновенной - благодаря прямой телевизионной трансляции.
Так же в режиме он-лайн и почти одновременно поступили комментарии со стороны высоких заинтересованных лиц. Они удивительным образом совпали с мнением конкурсной комиссии. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, 48 лет, обвинила участников конкурса в предварительном сговоре с целью приобретения выставленного пакета акций по низкой цене. Каким образом она сумела за столь короткий срок провести расследование на этот счет, остается загадкой. Если эти обвинения были сделаны на основании информации конкурсной комиссии, тогда почему она не прекратила аукцион, как только обнаружила в этом заговор? Для этого у нее было достаточно полномочий. Однако о чем-то вроде завершения торгов и объявления перерыва никто из членов комиссии даже не намекал.
Присутствующий на конкурсе исполняющий обязанности главы Фонда госимущества 45-летний Дмитрий Парфененко также поддержал решение комиссии. Но назвал другую причину - акции ОПЗ были проданы слишком дешево. Приемлемой ценой он считает 8-10 млрд грн. Хотя еще в июле мечтал о 6-7 млрд. Специалисты считают, что такую цену можно было получить только до кризиса. А сейчас стоимость имущества упала. Так стоило ли вообще так спешить с продажей Одесского припортового завода? Как и надеяться при этом на высокие прибыли от продажи. Даже если нынешняя стартовая цена объекта всего на $ 100 млн ниже прошлогодней, что не сопоставимо с глубиной кризиса. Удивляет и то, что стартовые 4 млрд грн, определенные специалистами Фонда госимущества и профсоюзами ОПЗ, раньше не вызвали никаких замечаний со стороны руководителей как правительства, так и Фонда. Однако окончательная цена продажи - на четверть выше - теперь почему-то их не устраивает.
Многие объясняет явно неадекватное решение признать конкурс по продаже ОПЗ недействительным тем, что в действительности приватизацию планировали под другого покупателя. Если бы такую же "низкую" цену предложило общество "Азот-Сервис", результаты конкурса врядли аннулировали бы. Ведь эта компания имеет отношение к российскому "Газпрому". А с этим российским гигантом, который диктует свою непреклонную волю всей Европе, никто не хочет портить отношения не только накануне выборов или отопительного сезона.
Комментарии