![](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/709/709384_1_w_300.jpg?v=0)
4 июля 2015 года в Киеве начала работать патрульная полиция. Ее объединили с бывшей государственной автомобильной инспекцией. На протяжении года на дорожные аварии выезжали вместе. Кроме патрульных, Национальная полиция Украины имеет еще подразделения охраны, особого назначения, криминальные и специальные
- Сегодняшние полицейские - молодые ребята, которые хотят изменить вокруг себя все. Это заслуживает уважения. Их недоучили. Три месяца инструктажа - мало. Доучатся во время работы, параллельно будут ходить на курсы повышения квалификации, надеялись. Это повлекло громкие инциденты при участии полицейских, - говорит 63-летний Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы.
Уровень доверия к полицейским вырос с 7% до 44%, утверждает глава Нацполиции Хатия Деканоидзе.
Эти данные объективные?
- Наши исследования это подтверждают. Во Львовской области провели опрос в сентябре 2014-го и в октябре 2015 го. Милицию поддерживали 8 процентов украинцев. В следующем году полицию - 45 процентов. Симпатиками стали те, кто раньше не доверял.
Почему?
- Потому что полиция изменилась. Их направили на помощь населению, защиту. Поэтому и выросло доверие. На Львовщине создали группы быстрого реагирования. Экипажи из двух полицейских патрулируют выделенный маршрут. Приезжают на вызов быстро. Появление патрульных машин в селе повышает доверие. Такой принцип и у патрульной полиции города. Этих молодых людей воспринимают по-другому. Потому что пришли с улицы. Это - бывшие друзья или соседи. Они отличаются от милиции.
Как изменилась ситуация с правонарушениями во время задержаний?
- Количество задержаний уменьшилось после принятия нового Уголовно-процессуального кодекса 2012-го. За год полицейские умышленно не обидели ни одного человека. К нам не поступали жалобы. Чтобы задержать подозреваемого, нужно получить разрешение следственного судьи. Случаи насилия, превышения обязанностей с момента задержания перенесли в райотделы. Теперь бьют во время следствия.
Какие видите недостатки?
- Бюджет МВД и Нацполиции урезали. Средств не хватает. Патрульным дали новую форму, машины, зарплаты в 8 тысяч гривен. У следователей, оперативников и остальных таких нет. Это опасно, потому что может все вернуться.
13 500 патрульных сейчас работают в 32 городах и четырех областях Украины. Дежурят на дорогах Киев - Чоп, Киев - Одесса, Киев - Харьков. В нескольких городах полицейские патрулируют улицы на велосипедах, по реке возле Черкасс и Днипра - на моторных лодках.
Репутацию испортили побитые машины
С выходом патрульных на улицы уровень преступности в Киеве вырос на 10%. Количество грабежей выросло наполовину, дорожно-транспортных происшествий - на 26%, сообщают в Национальной полиции.
- В росте преступности виновны не патрульные, а ухудшение материального состояния населения, как и в 1990-х, - говорит 39-летний Борис Малышев из общественной организации "Полиция под контролем". - Наложилась война на Донбассе. В стране много нелегального оружия. Его привозят из зоны АТО. Если бы полиции не было, количество преступлений было бы значительно выше.
Патрульные полицейские составляют протоколы нарушений. Расследуют дела следователи, которые остались в ведомстве милиции.
- Скептики указывают на массовые увольнения старых профессиональных кадров. Но в Киеве не прошли переаттестацию лишь 10 процентов. Это немного. Люди путают появление патрульной полиции с реформой всей правоохранительной системы. Репутацию патрульных испортили разбитые автомобили, аварии и другие скандалы. Но это было и при милиции. Сейчас никто не скажет, сколько машин разбили они. Потому что раньше такие дела не разглашали.
Анна ПРОЩАЙ
Комментарии