Целый год страна наблюдала за тем, как банкротились финансовые учреждения. Банки, трасты и кредитные союзы разваливались друг за другом, оставляя без средств и сбережений тысячи украинцев. С каждым новым банкротством доверие к гривне, правительству и к стране в целом падало. Почему Национальный банк провлял твердость при закрытии банков, а главного банкрота настойчиво не замечает и продолжает щедро давать деньги правительству Юлии Тимошенко? Наверное, у главных банкиров страны другого выхода нет.
30 ноября председатель Нацбанка Владимир Стельмах и исполняющий обязанности министра финансов Игорь Уманский предложили оформить реструктуризацию правительственного долга перед центральным банком в течение недели по ставке по правительственным бумагам на уровне прогнозируемого показателя инфляции.
Реструктуризация долга правительством перед НБУ на сумму около $1 млрд позволит Нацбанку высвободить около 4 млрд грн из резервов, считает член Совета НБУ Юрий Полунеев. Они сформированы под обязательство, что в дальнейшем часть этих средств могут направить в госбюджет.
Опять украинское правительство одалживает деньги. Поскольку список заграничных кредиторов скоро будет переполнен — Китай, МВФ, Россия, то Юлия Тимошенко решила потрусить карманами внутренних игроков финансового рынка.
В украинской история финансирования правительственных расходов за счет кредитных средств есть два этапа. Первый проходил в начале 1990-х, когда при разбалансированном бюджете центральный банк давал правительству средства для выполнения текущих задач. Кредиты, о которых идет речь в сообщении, были выданы в 1995-х и 1996 годах приблизительно равными частями.
Украинское правительство одалживает деньги
Главным тезисом, который помог в те годы вытянуть страну из бездны сверхинфляции, стало написание реалистичного бюджета с дефицитом 2–3%. А также привлечение ссуды от МВФ в обмен на выполнение требований по реформированию украинской экономики. Это стало началом второго этапа финансирования правительственных расходов за счет кредитных средств.
Сегодня правительство и НБУ обеспечивают экономику страны другими заменителями. Легкость, с которой Центробанк выдает деньги Нафтогаза для оплаты русского газа, финансирования правительственных расходов, свидетельствует об окончании эры честной работы печатного станка.
Свежий пример: Совет НБУ на заседании 30 ноября утвердил поправки к центральной сметы нынешнего года, предусматривающие перечисление в госбюджет 608 млн грн.
Поведение НБУ в переговорах с правительством в вопросе нынешней реструктуризации $1 млрд долга госбюджета под ставку, которая равняется прогнозируемой инфляции, не стимулирует правительство к конструктивным действиям. Во-первых, у Кабмина нет заинтересованности качественно работать на рынке внешних и внутренних заимствований, пока есть нулевая процентная ставка от НБУ. Во-вторых, у правительства возникает иллюзия, что можно спокойно заниматься выборами, а не проводить необходимые в условиях кризиса реформы.
НБУ как кредитор правительства, а также один из центров украинской экономической мысли полностью мог бы выдвигать условия правительству, выполнение которых необходимы для получения средств. Так, как это делает МВФ.
Тогда еще летом удалось бы пересмотреть бюджет на 2009 год и вернуть его в рамки реальности. Это лишило бы НБУ необходимости новых вливаний эмиссионных денег в правительство.
Очевидно, у Юлии Тимошенко есть скрытые возможности для влияния на руководство Нацбанка. Еще несколько месяцев назад в прессе была черная кампания относительно председателя НБУ Владимира Стельмаха. Но с недавних пор критика и заказные статьи исчезли. Наверное, до тех пор, пока Нацбанк будет покладистым инструментом для печатания денег.
Игры вокруг печатного станка Нацбанка пора завершать. Если у НБУ появляются свободные ресурсы, то в сложный для страны момент их нужно направлять на кредитование экономики, а не госаппарата. Эти деньги нужно использовать для оздоровления украинских компаний и предприятий, а не для раздачи предвыборных взяток.
Комментарии