Обесценение образования: зачем учиться, когда можно просто купить диплом
Зачем людям научные степени? Ученым - разумеется, это признание их достижений и вознаграждение за годы изнурительного труда. Но зачем Януковичу была профессорская степень, если само слово "профессор" он не мог написать без ошибок? Или клинически идиоту и предателю Илье Киве? Или всемирно известному боксеру Усику? Похоже, в современном мире научная степень - не более чем удостоверение собственной покупательной способности. Но что в таких условиях может произойти с самим миром?
Украинские военные имеют уникальный опыт ведения войны третьего тысячелетия. К сожалению, он получен и приобретается дальше ценой ежедневных необратимых потерь на полях боев. Вместе с тем, недели не проходит, чтобы об украинском опыте наши медиа и соцсети не упомянули бы в позитивном контексте. По большому счету, это выглядит и воспринимается как реклама Сил обороны Украины, их боеспособности и - внимание! - опытности.
Война требует перемен в программе среднего образования. В частности, в планах МОНУ с сентября 2025 уделять военной подготовке усиленное внимание. Вводится обновленный школьный предмет "Защита Украины". И, по словам главы профильного министерства Оксена Лисового, преподавать должен не учитель физкультуры на 0,25 ставки, а профессиональный человек.
Преподаватель ежедневно в течение восьми часов должен работать с разными группами детей и девятью модулями. Там нет строевой подготовки и минимум времени выделяют на изучение уставов. А к преподаванию могут привлекать людей с практическим боевым опытом и способностями", - говорит Оксен Лисовой. Он также добавил, что в настоящее время существует потребность в 600 специалистах, которые будут преподавать базовую общую военную подготовку (БОВП) для соискателей образования в вузах.
...МОН не видит специалиста по военной подготовке в отдельно взятом ветеране. Который успешно бил врага, награжден медалями и орденами и по праву называется героем
Что здесь не так ли? А вот что: боевого опыта и способностей недостаточно, чтобы ветерана войны допустили к преподаванию этого предмета. Оказывается, без магистерской степени участник боевых действий свой уникальный опыт ведения войны передавать разным группам детей не сможет. И хотя магистр - это ученая степень второго уровня и идет после бакалавра, она считается научной. В некоторых странах приравнивается к ученой. Считается, что соискатель магистерской степени углубляет свою специализацию по конкретному направлению. Таким образом, МОН не видит специалиста по военной подготовке в отдельно взятом ветеране. Который успешно бил врага, награжден медалями и орденами и по праву называется героем. Героем быть мало, нужно еще стать магистром.
По сути, профильный министр говорит о высшем образовании, втором или даже первом для опытных военных. В то время, как у добровольцев дипломов не спрашивают. А мобилизованного теоретически могут отправить туда, где его гражданская специальность больше всего понадобится. И если ты - водитель, достаточно только водительских прав. С нуля водителя в воинских частях не учат. Вывозить людей под бомбами новичкам никто не доверит. Когда же речь идет о степени магистра, господин Лисовой говорит следующее: "При необходимости ветеранам могут помочь получить нужную научную степень в области педагогики". Однако он не объясняет, о какой поддержке бывшим военнослужащим идет речь.
Не все претенденты полностью, но большая часть - наверняка будет поставлена перед фактом: есть возможность "сделать" магистерку, есть с кем "решать"...
Министр не объяснил - я попробую. Речь идет о перспективе трудоустройства не менее 600 ветеранов. В дальнейшем прогнозирую потребность в большем количестве преподавателей БОВП. И, наверное, возникнет потребность в соответствующих сертификатах. Не все претенденты полностью, но большая часть - наверняка будет поставлена перед фактом: есть возможность "сделать" магистерку, есть с кем "решать", зато устроишься на работу в государственный сектор.
Учитывая повышенное внимание к военной подготовке и в целом - патриотическому воспитанию, вряд ли ставка будет нищенской. Даже если здесь преувеличение, все равно ценность приобретенной степени и высшего образования в данном случае минимальна. Ведь, повторюсь, военная подготовка - это опыт преподавателя, а не его диплом или результат каких-то ускоренных курсов.
С формальной точки зрения, МОН прав. Преподавать в школе или ВУЗе должен педагог с соответствующим образованием. То есть тот, кто умеет не только воевать, но и работать с учениками и студентами. Но на практике именно такие желанные опытные кадры и будут отсеиваться. Сама же магистерская степень станет бюрократическим требованием и очень быстро обесценится.
Смоделированная выше ситуация вовсе не фантастическая и полностью ложится в контекст сетевого скандала вокруг диплома философии в области права, который недавно защитил чемпион мира по боксу Александр Усик. Опустим ядовитые комментарии по поводу того, что боксер, цитата, двух слов связать не может, а туда же, в науку. Над научными степенями чемпиона мира по боксу Виталия Кличко не смеются.
Зато в 2004 году проукраинские силы вволю проехались по научной степени кандидата в президенты Виктора Януковича. А собственноручно написанное им слово "проффесор" - стало мемом во времена, когда мемы зарождались, и является своеобразным протомемом для псевдоученых до сих пор. Конечно, упоминается диссертация одиозного Ильи Кивы, ликвидированного в России предателя и коллаборанта. Да и самому господину Лисовому досталось на орехи из-за плагиата в диссертации, пусть именно эта история и затерлась.
Примеров упоминания о так называемых "ложных диссертациях" можно привести немало. Но все они подтверждают феноменальное явление. С одной стороны, истории о купленных ученых степенях смущают настоящих ученых, которые тратили годы и исходили потом, занимаясь наукой и защищая свои дипломы. И да, диссертация Усика по умолчанию обесценивает их старания, как и науку в целом.
Однако с другой стороны, чемпиону мира для полного счастья не хватало звания доктора философии. Да и многие другие публичные люди не против научного звания. Кто забыл - напомню, а кто не знал, скажу: с начала 2000-х многие украинские артисты, преимущественно из области шоу-бизнеса, получали себе ученые степени в КНУКИМ под вечным руководством уже тогда "юного орла" Михаила Поплавского.
Рационально объяснить это сложно. Разве речь идет о какой-то дополнительной материальной выгоде. Зато иррациональное объяснение - звание кандидата или доктора наук придает солидности, веса в глазах, радует самолюбие. Одно дело - петь со сцены или приобретать чемпионские пояса. И совсем другое, когда все это и другое делает дипломированная личность, истинный ученый. По крайней мере, так написано в дипломе с печатью.
Образование и наука являются нескрываемыми врагами новой администрации президента США
Обесценение подлинной науки в пользу представительской в Украине началось не сейчас. Но с недавних пор - это уже не только украинская практика. Образование и наука являются нескрываемыми врагами новой администрации президента США. Во главе Министерства образования Трамп поставил бывшую реслинг-промоутершу - снова спорт! - Линду МакМахон, которая открыто заявляла, что приходит закрыть это ведомство. Министерство здравоохранения возглавил Роберт Кеннеди-младший - известный в США антивакцинатор. Работа NOAA - американского аналога украинского Гидрометцентра - оказалась под большим вопросом, причем во время начала сезонов торнадо и ураганов. А в NASA ликвидировали должность главного учёного.
Не такие радикальные, однако схожие тенденции наблюдаются и в Европе. Причина на поверхности: минимальные знания, а точнее - минимальную информацию о чем-то достаточно просто получить в сети. Не нужно углубляться, достаточно нескольких предложений по запросу в поисковике. На фоне этого диплом с подтвержденной ученой степенью выполняет ту же функцию, что и картина на стене в одном советском мультике: закрывает дыру на обоях. Читай, компенсирует пробелы в общем образовании, прибавляет весы и фактически легитимизирует невежество. После такого настоящим поклонникам науки как-то не очень хочется долго идти по пути, который другие даже не проходят, а пролетают. А ценность диплома - в его наличии, не в знаниях его носителя. Включая опыт ветерана войны, о котором говорилось в начале.