Российский империализм - уникальный и неповторимый? Сделано в Китае

Западные ученые и аналитики часто подчеркивают неповторимость российской империи, культуры, в конце концов - о "загадочной русской душе" не слышал разве что ленивый. Что действительно стоит за этой "уникальностью", которая уже стала брендом и достаточно хорошо продается? И как избавиться от этих предубеждений?

Тезисы о российском империализме (ныне методологические). Не спрашивайте, зачем, просто комментируйте, если вам есть что сказать.

1. Россия как страна - не уникальна. Конечно, как каждая другая, она по-своему особенная, но она не одна столь исключительная в мире. Попытка представить Россию уникальной ведет к оправданию ее действий через ссылку на уникальность ее положения. То же касается и российского империализма - он по-своему особенный, но не уникальный.

2. Существуют три основных типа империй: сухопутные оседлые, сухопутные кочевые и морские. Оседлые были исторически первыми и сохраняли первенство по количеству примеров - от империи Саргона через Ассирийскую и Персидскую до Римской, все китайские, империю Тимура, Османскую и Сефевидскую, Ацтекскую и Инкскую, включая Габсбургскую и немецкие вплоть до Третьего Райха. Все российские империи, в том числе советская, относятся к этому типу.

3. Западная академия (не говоря уже о политике и публицистике) в основном неправильно оценивала российский империализм (за несколькими важными исключениями). Этому есть четыре причины.

Во-первых, Запад был слишком зациклен на себе и своих морских империях, а они, несмотря на размеры, являются исключениями, а не правилом империализма. Сначала увлечение бременем белого человека, а затем сокрушительная самокритика (от отмены курсов западной цивилизации в вузах в 80-х до БЛМ) препятствовали анализу незападного империализма, который является его главной разновидностью. Страсти вокруг деколонизации и расизма почти сделали невозможным академическую критику сухопутного коренного американского, африканского и евразийского империализма, в том числе и российского.

...западная академия преимущественно сравнивала Россию с западными морскими империями, к которым привыкла, вместо того, чтобы сравнивать ее с типологически более близкими азиатскими империями...

Во-вторых, западная академия преимущественно сравнивала Россию с западными морскими империями, к которым привыкла, вместо того, чтобы сравнивать ее с типологически более близкими азиатскими империями (знаю лишь несколько исключений). Поскольку такие сравнения показывали больше отличного, чем подобного, российский случай часто исключался из понятия империализма. Это не значит, что эти сравнения совсем неправильны, они тоже нужны. Но подобное следует сравнивать прежде всего с подобным.

...западная академия часто смотрит на покоренные Россией народы исключительно российскими глазами (и на Украину тоже)

В-третьих, значительная часть россиеведов и советологов происходили из самой России или учились у профессоров-эмигрантов, поэтому западная академия часто смотрит на покоренные Россией народы исключительно российскими глазами (и на Украину тоже). Не стоит сбрасывать со счетов и искреннее восхищение американцев и европейцев русской культурой, что влияло на их снисходительное отношение к российскому государству.

В-четвертых, иногда имел место подкуп западных академиков напрямую российскими деньгами или привилегиями доступа к архивам.

4. Если применить правильное определение российского империализма как сухопутного оседлого и правильно сравнить Россию с Германией-Турцией-Китаем (а уже потом с Францией и Монголией), то можно сделать несколько правильных выводов:

- Россия была типичной империей (СССР был нетипичной, но империей);

- Россия до сих пор остается империей и угрожает миру.

5. Сказанное выше не означает, что российский империализм не имел своей специфики. Очевидно имел, но только в той степени, в какой каждый другой империализм имел свою собственную специфику. Таким образом, задача исследователя состоит в том, чтобы найти баланс между типичными причинами, практиками и последствиями российского империализма как любого другого империализма и специфическими чертами российского империализма именно как российского. Это требует просто сверхчеловеческих усилий, ведь предполагает исследование не только российского, но и мирового империализма, а также антиимперской истории порабощенных Россией народов - ибо что можно знать о России, если знать только Россию? Но иного пути получить правильные ответы просто не существует.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі