Недавно в "ГПУ" было опубликовано интервью с председателем Национального совета по вопросам культуры и духовности Николаем Жулинским. Не вызывает сомнения, что он болеет за родную культуру и язык. В его словах звучит озабоченность состоянием дел в этом направлении движения Украины в будущее. Но с чем же Украина идет в мир свободных и равных?
В интервью упомянуто о "чем-то вроде дорожной карты" — программы действий правительства, направленных на развитие культуры. Но не целесообразно ли было бы организовать широкое обсуждение этой программы среди интеллигенции? Причем не обходя представителей коренных этнических меньшинств, которых в Украине насчитывается не меньше, чем украинцев.
Ведь то, что власть вспоминает в первую очередь об украинской, а не общечеловеческой культуре, вызывает сомнение в возможности культурного возрождения нации. Известный философ Артур Шопенгауэр когда-то сказал: "Патриотизм — последнее пристанище подлюки". Украина поднимает флаг даже не просто патриотизма, а национальной отделенности от соседей, обусловленной несуществующим этническим единством. Слишком тонкая грань отделяет эти лозунги от вульгарного, осужденного мировой общественностью фашизма.
Наших историков больше интересует оправдание тем преступлениям
После получения независимости замкнутая в небольшом кругу, уставшая от многовековых скитаний украинская интеллигенция мечтала о рае под знаком свободного трезубца. Но жизнь трезвая отличается от похмелья.
Впрочем, руховцы понимали неприемлемость сугубо националистических лозунгов в многонациональном государстве. Они осторожно относились к вопросам языка, национальности и истории. "Мы перед евреями тяжко провинились и должны покаяться", — сказал тогда деятель Руха, поэт Иван Драч, который еще в советское время имел репутацию националиста и разбойника. Это был пример ума и совести дальновидного интеллигента, который заботится о репутации и будущем Украины.
Однако некоторые деятели культуры от власти откровенно поддерживают антироссийские, антисемитские и другие ксенофобские настроения. Они готовы даже организовать преследование по национальному признаку, как это произошло с Театром русской драмы им. Леси Украинки. Вместо глубокого изучения своей богатой истории, украинская историческая мысль сосредоточилась только на временах притеснения и разрухи. А наших историков больше интересуют оправдание тем преступлениям, которые вопреки (а может благодаря?) патриотическим настроениям, совершали бойцы Украинской повстанческой армии. Эта рискованная тема упорно муссируется. На обращение к власти с требованиями остановить деятельность организаций, которые раздувают межнациональную вражду, прозвучало решительно "нет". Даже без ссылок на нехватку времени.
Желая присоединиться к цивилизованным странам, которые двигаются к глобализации, Украина пытается навязать во внутренней политике принципы, которые противоречат актуальному европейскому вектору. Даже соседи из прежнего соцлагеря дают примеры цивилизованного законодательного решения проблем защиты языков нацменьшинств. А Украина избегает принятия нормального законодательства о языках, которое бы расставило все точки в упорной, провокационной дискуссии о статусе русского языка. Просто нужно принять закон о защите языков нацменьшинств, создавать учебные заведения с языком преподавания не по указанию сверху, а по статистической потребности. Не давать повода для хохота, когда российские передачи "Жизнь прекрасна" с пением, "Истории в деталях" преднамеренно дублируются, а не субтитрируются. Если последнее вообще нужно. Хоть деньги бы посчитали — на них лучше издать мировую классику на украинском или дать Жолдаку на антрепризу.
Комментарии
6