В Верховной Раде идет процесс принятия ряда законопроектов, инициированных депутатами от коалиции. Документы, которые касаются защиты прав граждан, анализирует эксперт Украинского Хельсинкского союза по правам человека, адвокат Вячеслав Якубенко, 36 лет:
Закон "О защите персональных данных" нужен, потому что до сих пор нет действенных гарантий защиты права на приватность. Но законодатели должны четко выделить "золотую середину" между правом на приватность и правом на доступ к информации, как этого требует Европейский суд по правам человека. К сожалению, законопроект, который сейчас рассматривает парламент, написан однобоко. По нему, персональные данные могут быть открыты общественности лишь относительно тех физических лиц, которые занимают выборную должность или являются государственными служащими первой категории. То есть, начиная от заместителей министра и ниже, мы не сможем получить биографию ни одного чиновника, даже информацию о том, где и когда он родился. А если распространим такую информацию, то будем отвечать за вмешательство в частную жизнь. За это нас могут оштрафовать на 50 необлагаемых минимумов дохода, приговорить у двум годам исправительных работ, арестовать на срок до шести месяцев или лишить воли на срок до трех лет.
Закон "О мирных собраниях" еще в 2008-м подавало на рассмотрение правительство Юлии Тимошенко. Партия регионов тогда находилась в оппозиции, поэтому выступила против него еще в первом чтении. Теперь она сама инициирует принятие. При этом действующее законодательство не разъясняет, кто и как должен организовывать митинги и демонстрации, какие права и обязанности участников и организаторов, как гарантировать права человека во время проведения двух недружественно настроенных друг к другу акций и тому подобное. Сейчас чиновники разного уровня, особенно милицейские чины, решают эти вопросы в ручном режиме и на свое усмотрение. Авторы нового законопроекта предлагают позволять проводить мирные собрания лишь "в специально отведенных или приспособленных для этого местах". Где именно — будет определять местная власть. По моему мнению, хоть проект в последней редакции и имеет определенные недостатки, его все же нужно немедленно принимать, чтобы защитить само право на свободу мирных собраний.
О сыне Анны Герман уже писать не смогут
Действующий Закон "О всеукраинском и местных референдумах" не отвечает Конституции, его невозможно применить. Но в новом законопроекте "О всеукраинском референдуме" вызывают обеспокоенность две вещи: почему из сферы регуляции нового закона выведены местные референдумы и почему ограничено право Верховной Рады вносить изменения в Конституцию? Возникает подозрение, что проект создан под конкретный политический план по новому перекраиванию Конституции. Поскольку данный закон подал депутат-"реги онал" Дмитрий Шпенов, то такой план рожден в недрах Партии регионов.
Прямое народное голосование — это всегда хорошо, но лишь при условии развитой демократии. Ряд пожизненных президентов в Центральной Азии, фактически это монархи, и стали такими как раз в результате "народного волеизъявления".
Откровенного нарушения прав и свобод человека в этих законопроектах нет, но заметно, что, протягивая их, власть постепенно "закручивает гайки". В частности журналистам будет сложнее получить информацию о должностных лицах. Например, о сыне Анны Герман, который стал заместителем министра Нестора Шуфрича, уже писать не смогут.
Комментарии
2